СИЛЬВЕРСТОУН, Англия – `Пришел час, и пришел человек`. Нико Хюлькенберг ждал своего момента годами. В воскресенье он наконец дождался его: немецкий пилот завоевал свой первый подиум в Формуле 1, положив конец одному из самых известных и несправедливых рекордов в истории спорта.
Эти слова сказал босс Sauber Джонатан Уитли, выйдя из гаража команды, где уже вовсю шло празднование, чтобы выполнить свои обязанности перед прессой. За его спиной пропитанные шампанским члены команды скандировали `Нико в огне`, их крики прорывались сквозь стены бокса.
Команда Sauber не ехала в Сильверстоун в ожидании такого праздника – мысль о подиуме показалась бы нелепой любому, кто хотя бы немного знаком с Формулой 1. Швейцарская команда не финишировала в первой тройке с Гран-при Японии 2012 года. В процессе перехода к Audi перед полным ребрендингом в 2026 году, Sauber заняла последнее место в Кубке конструкторов в прошлом году, не набрав ни одного очка. В холодильниках команды было так мало шампанского, что Mercedes и Aston Martin привезли дополнительные бутылки, чтобы они могли отпраздновать как следует.
В то время как в Sauber уже забыли, каково это, Хюлькенберга можно было бы простить за мысль, что он никогда не почувствует этого вовсе.
Его первый подиум в Ф1 случился на 239-й попытке, через 15 лет после дебюта на Гран-при Бахрейна 2010 года. Пилот, который так долго был известен как `человек с наибольшим количеством стартов без подиума`, перевернул свое наследие в один потрясающий день, когда команда и гонщик идеально сработали вместе, чтобы вырвать самый невероятный результат. Искренние сюрпризы – редкость в Формуле 1, но это был один из лучших примеров, которые только можно найти.
`Этого пришлось долго ждать, правда?` — сказал ошеломленный Хюлькенберг сразу после гонки. `Но я всегда знал, что это в нас есть, это есть во мне, где-то там`.
Не все с этим согласились бы.
Неспособность немецкого пилота завоевать хотя бы один подиум – несмотря на несколько упущенных за эти годы отличных возможностей, таких как Бразилия 2012 или Германия 2019 – была палкой, которой критики били его годами. Большинству в паддоке было трудно понять, как такой хороший гонщик, как Хюлькенберг, мог стать объектом такой критики.
Бывший спортивный директор Red Bull Уитли стал боссом Хюлькенберга только 1 апреля, но, как и многие в паддоке, он убежден в таланте своего пилота гораздо дольше.
`Мне кажется невероятным, что мы все празднуем подиум, потому что мне кажется, что он должен был получать их всю свою карьеру`, — сказал Уитли. `Это, похоже, самый долгожданный подиум в истории. Сегодня он показал свой класс, не допустив ни одной ошибки. Я очень давно считаю его выдающимся талантом и, думаю, постоянно говорил об этом всем здесь. Мне казалось невероятным, что он никогда не добивался подиума в своей карьере. Думаю, сегодня он показал, на что способен`.
Прежняя бесполезность Хюлькенберга в этом плане была трудной для понимания.

Фото: Брин Леннон — Formula 1/Formula 1 via Getty Images
В каждом спорте есть статистические аномалии – спортсмены, которые не достигли того, чего могли или должны были достичь. В Формуле 1 поул-позиция, возможно, является первым значимым достижением – у Хюлькенберга был один такой в его дебютном сезоне, на Гран-при Бразилии 2010 года, это выступление подтвердило огромный ажиотаж вокруг его ранней карьеры – но с точки зрения результатов гонок, подиум является абсолютным минимумом для гонщика, имеющего хоть какое-то значение. За подиумами следуют победы в Гран-при для великих гонщиков. Чемпионский титул для немногих элитных талантов. Многие хорошие пилоты завершают карьеру, не добившись ни того, ни другого.
Даже самые известные в Формуле 1 `почти-чемпионы` могли похвастаться впечатляющими резюме. На самом деле, некоторых лучше помнят именно из-за их почти-успехов. Стирлинг Мосс, часто называемый величайшим пилотом, так и не выигравшим чемпионский титул, одержал 16 побед в гонках. Рубенс Баррикелло завоевал 68 подиумов, но никогда не становился чемпионом. Ник Хайдфельд добился 13 подиумов, ни разу не поднявшись на высшую ступень. Все они достигли хотя бы одного из значимых рубежей.
Хюлькенберг, каким-то образом, этого не сделал. До воскресенья. Это была необъяснимая аномалия. Перед нами был гонщик, достаточно хороший, чтобы стартовать более чем в 200 гонках за 15 сезонов, достаточно хороший, чтобы выиграть `24 часа Ле-Мана` (один из высших призов автоспорта) в своей первой и единственной попытке в 2015 году.
В молодежных категориях он был своего рода феноменом. В картинге Хюлькенберг регулярно опережал другого молодого немца того же возраста: Себастьяна Феттеля, который впоследствии выиграл четыре чемпионата мира.
По приходу в Формулу 1 с командой Williams, Хюлькенберг считался одним из восходящих звезд автоспорта; он доминировал в Формуле BMW в 2005 году, выиграл недолговечный чемпионат A1GP, а затем уверенно завоевал титул в GP2 (теперь Формула 2) в 2009 году. Он упомянул свои ранние успехи в воскресенье вечером на пресс-конференции для призеров.
На вопрос, каково это – снова оказаться на подиуме после столь долгого перерыва, он ответил: `Отлично. Я еще не забыл, как это делается! Я делал это часто в юниорских сериях, а потом пришлось довольно долго ждать`.
Никто в паддоке никогда не сомневался в таланте Хюлькенберга. Его долгое ожидание подиума было не просто жестоким, оно ставило в тупик тех, кто гонялся рядом с ним. Действующего чемпиона Макса Ферстаппена видели, как он радостно сжимал кулаки, проезжая мимо Sauber в конце гонки. Пилот Red Bull, хороший друг Хюлькенберга, поспешил отметить, насколько давно этого ждали.
Те, кто делил с ним болид, знали, на что он способен.
`Для меня он всегда был гонщиком из первой пятерки каждый раз, когда выступал в Ф1`, — сказал его бывший напарник по Renault Карлос Сайнс. `Его выполнение гонки невероятно. Я рад, что у него есть этот подиум, чтобы заткнуть всех. Я никогда в нем не сомневался`.
Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, хорошо знающий важность конкурентоспособной техники для успешной карьеры в Формуле 1, сказал: `Он один из лучших гонщиков на стартовой решетке, у которого никогда не было возможности получить под себя подходящий болид`.
Пожалуй, единственным, кто не был полностью в восторге от большого момента Хюлькенберга в воскресенье, был Адриан Сутиль, который теперь унаследовал рекорд по наибольшему количеству стартов в Ф1 без подиума. Число рядом с именем Сутиля: 128. Число Хюлькенберга до этого составляло 292. Такой огромный разрыв подчеркивает, насколько абсурдно долго ему пришлось ждать.

Фото: Боб Купбенс/Icon Sportswire via Getty Images
Босс Force India Виджай Маллья вернул Хюлькенберга в 2014 году напарником Серхио Переса, но это партнерство лишь усилило разочарование. За время их совместной работы Force India завоевала четыре подиума – и каждый из них достался Пересу. Самым болезненным был Монако 2016 года; неудачно выбранный момент для пит-стопа оставил Хюлькенберга в трафике, в то время как Перес вырвался вперед и финишировал третьим.
Последовал переход в Renault, команду с амбициями на мировой титул, но команда так и не приблизилась к достижению этих целей. Здесь случился еще один болезненный момент. Если Гран-при Бразилии 2012 года стал упущенным шансом, то Германия 2019 года была не намного лучше. Под дождем в Хоккенхайме Хюлькенберг шел в лидерах, когда его болид аквапланировал, вылетев с трассы и закончив гонку. `Больно, и завтра будет еще больнее`, — сказал он после той гонки. Хуже всего было то, что к тому моменту он уже владел рекордом по наибольшему количеству стартов без подиума. Казалось, этот момент вкратце объяснял, почему это происходит.
Этот момент также послужил фоном для одного из моих самых неловких моментов в качестве журналиста. Четыре дня спустя, на медиа-дне перед следующей гонкой в Будапеште, я напрямую спросил его, давит ли этот нежелательный рекорд на него, когда он оказывается на хороших позициях. Он свирепо посмотрел на меня.
`Это сильно на тебя давит?` — резко ответил он. Я напомнил Хюлькенбергу, что мы говорим о нем. Он пристально смотрел, позволяя мучительной тишине повиснуть в воздухе, казалось, целую вечность, как будто ему было противно, что такой вопрос вообще был задан. Его реакция была понятна. Ему надоел этот нарратив. Но причина, по которой его так часто спрашивали, заключалась именно в том, что он был явно достаточно хорош. Рекорд оставался, и это не имело смысла ни для кого, кто связан со спортом.
Даже в пятницу перед этим Гран-при Великобритании другой журналист взял у Хюлькенберга интервью и спросил его, беспокоит ли его по-прежнему этот `рекорд` его `бесполезности`. Хюлькенберг, теперь уже с другой точки зрения — как отец и человек, наслаждающийся вторым этапом своей карьеры в Формуле 1 после недолгого пребывания в роли супер-запасного в 2020, 2021 и 2022 годах, просто отмахнулся.
`Это как остывший кофе`, — пошутил он.
Хюлькенбергу больше никогда не придется слышать этот вопрос. Учитывая недавнюю форму Sauber – команда набрала больше очков, чем Red Bull, за последние четыре гонки и поднялась на шестое место в чемпионате – и растущий ажиотаж вокруг перехода к Audi в 2026 году, дни празднования для него, возможно, только начинаются.