На протяжении 63 кругов воскресной гонки Макс Ферстаппен снова почувствовал себя в своей стихии. На живописном фоне Автодрома Энцо и Дино Феррари в Имоле он уверенно контролировал Гран-при из кокпита своего Red Bull: машина работала идеально, шины Pirelli были в оптимальном состоянии, а соперники оставались далеко позади.
Когда у Ферстаппена всё складывается наилучшим образом, четырехкратный чемпион Формулы-1 кажется непобедимым. Несмотря на стратегию McLaren, моменты появления машины безопасности или усилия Ландо Норриса и Оскара Пиастри, ничто не помешало Максу одержать вторую победу в сезоне.
Его предыдущая победа в этом году — на Гран-при Японии в начале апреля — была достигнута скорее *вопреки* поведению машины, но эта гонка в Имоле стала примером полной гармонии человека и техники. Это почти заставило забыть о его отставании в 22 очка от Пиастри в чемпионате — отставании, которое только увеличилось между победами в Японии и Имоле.
Однако, даже под жарким итальянским солнцем, одна ласточка не делает лето. И при всей впечатляющей доминировании Ферстаппена, остаются вопросы о том, насколько повторяемым будет такой успех в оставшейся части сезона.
Ферстаппен был недосягаем в Имоле
Победа Ферстаппена началась с его выдающегося обгона Пиастри в первом повороте. Пиастри, видимо, следя за Джорджем Расселлом на Mercedes позади, слишком рано затормозил перед входом в Тамбурелло, оставив снаружи место, достаточное для прорыва болида Red Bull, чем Макс не преминул воспользоваться.
«Я думал, что всё под контролем, так что это был хороший ход со стороны Макса», — сказал Пиастри. «Да, я научусь на будущее, очевидно. В тот момент я не был слишком расстроен тем, что потерял лидерство, но затем наш темп оказался не таким сильным, как я ожидал, и это усугубило ситуацию после первого поворота».
Как отметил Пиастри, этот маневр стал решающим для исхода гонки, и его важность была под стать смелости, мастерству и точности, необходимым для его выполнения.
«Оскар оставил тончайший зазор, и Макс просто пошёл в него», — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки. «Либо победа, либо вылет. И снова, он просто невероятно хорош в таких ситуациях, когда видит возможность и действует очень решительно».
С этого момента Ферстаппен полностью контролировал ситуацию.
Как и на протяжении всего сезона, лидирующий болид имеет преимущество чистого воздуха для оптимального управления шинами, в то время как преследующий машину неизбежно изнашивает резину, двигаясь в потоке за соперником. У Пиастри, следовавшего за Ферстаппеном, износ передней правой шины стал заметен уже через 10 кругов, и гранулирование резины ограничивало его способность держаться за Red Bull.
Перед гонкой однопитовый стратегия казалась лучшим путем к победе, особенно для лидера после первого круга, но двухпитовая стратегия также рассматривалась как возможный вариант.
«Думаю, План А на данный момент слишком амбициозен», — сообщил Пиастри по радио, оценивая свои шансы на успешное завершение гонки с одной остановкой.
Стратеги McLaren согласились и вызвали машину под номером 81 в боксы в конце 13-го круга. Это решение, от которого гонка Пиастри так и не оправилась, но которое в McLaren защищали в воскресенье вечером.
«Думаю, в тот момент шины Оскара заметно теряли темп, и Оскар передавал соответствующую информацию», — сказал руководитель команды Андреа Стелла. «Перед этапом было неясно, будет ли это гонка с одной или двумя остановками. Если с двумя, то 13-й круг был подходящим временем для пит-стопа».
«И если бы твердые шины (Hard) показали себя чуть лучше, то двухпитовая стратегия была бы очень сильной, несмотря на необходимость обгонять другие машины. Но после перехода на Hard, его темп оказался не намного выше, чем у Ландо и Макса, оставшихся на изношенных средних шинах (Medium)».
«Думаю, шины Hard были немного менее конкурентоспособны, чем мы ожидали, но нам нужно было отклониться от основной стратегии, чтобы создать условия для победы над Максом сегодня. Это можно оценить только постфактум, но если отклоняться, то 13-й круг был моментом для перехода на двухпитовую стратегию».

«Так что без сожалений. В конечном итоге, для команды результат одинаков, а для Оскара это мог быть путь к победе, и иногда, когда рискуешь ради победы, могут быть небольшие потери».
Виртуальная машина безопасности (VSC), появившаяся на 29-м круге из-за остановившейся Haas Эстебана Окона, предоставила возможность всему пелотону провести пит-стопы примерно в середине гонки. К сожалению для McLaren, Норрис совершил свою единственную остановку на круг раньше VSC и, таким образом, не получил выгоды от экономии времени, которую Ферстаппен получил кругом позже. В результате между ними образовался разрыв в 20 секунд после того, как оба провели пит-стопы и гонка возобновилась в нормальном темпе.
VSC также побудила Пиастри совершить второй пит-стоп раньше запланированного, на 30-м круге. Это означало, что он выполнил свою двухпитовую стратегию, не получив преимущества более свежих шин по сравнению с соперниками на одной остановке, и использовал все свои пригодные для гонки комплекты.
Пиастри начал гонку, имея всего один комплект Medium и два комплекта Hard, а три комплекта использованных Soft с квалификации были бы малопригодны в гоночных условиях. Это не было бы большой проблемой, если бы гонка шла до конца в обычном режиме, но когда на 46-м круге появилась машина безопасности, у него больше не было свежих шин Medium или Hard для замены, и поэтому ему пришлось остаться на трассе, пока Ферстаппен и Норрис заехали в боксы за своими последними комплектами Hard.
Пиастри поднялся на второе место в результате пит-стопа своего товарища по команде под машиной безопасности, но имея шины на 17 кругов старше после возобновления гонки, он не смог удержать Норриса позади. Пока два болида McLaren боролись за оставшиеся места на подиуме, Ферстаппен уехал вдаль к победе.
Развитие гонки, очевидно, сыграло против McLaren, но впервые в этом году стало ясно, что Red Bull обладает лучшим гоночным болидом.
«Думаю, сегодня мы попытались реализовать различные сценарии, чтобы попытаться победить Макса, но ни на каком этапе, на мой взгляд, у нас не было достаточного гоночного темпа», — сказал Стелла. «Даже после финальной машины безопасности Ландо смог обогнать Оскара и попытаться атаковать максимально, но Макс практически отвечал на темп Ландо».
Вернулся ли Ферстаппен в борьбу за титул?
Высокоскоростные повороты, которые придают трассе в Имоле её классический вид, несомненно, сыграли на руку Red Bull по сравнению с McLaren. В отличие от медленных и неуклюжих участков трассы в Майами, которые так подходили McLaren две недели назад, Имола всегда обещала более сбалансированную битву между двумя самыми быстрыми машинами пелотона.
«После гонки в Майами, где наш темп был очень сильным, мы знали, что из-за конфигурации трассы и немного других условий окружающей среды эта гонка будет более сбалансированной с точки зрения гоночного темпа», — сказал Стелла. «Но должен сказать, сегодня мы были немного удивлены темпом Red Bull, который был очень высоким».
«Молодцы Макс, молодцы Red Bull, за то, что смогли показать такой результат, который означал, что исход гонки во многом решился обменом позициями между Оскаром и Максом в первом повороте. После этого мы пытались преследовать его, но фактически у нас не хватило гоночного темпа сегодня, чтобы победить Макса, который захватил лидерство после первого круга».
Хорнер добавил: «Эта победа была почти немыслима две недели назад [в Майами]. Я думаю, это важная победа для команды на данном этапе чемпионата. Кажется, что мы набираем небольшой импульс за кулисами. Завод, все за кулисами, работают невероятно усердно. Это своевременная победа с точки зрения чемпионата; она поддерживает давление и позволяет нам оставаться в борьбе».
Red Bull привезла обновления днища своей машины в Майами и дополнила их дальнейшими доработками в Имоле. Во время двух тренировочных сессий в пятницу машина оставалась сложной в управлении, но изменения настроек перед последней тренировкой в субботу наконец-то позволили раскрыть темп круга, который был недоступен ранее в этом году.
«Нам ещё предстоит поработать, но я думаю, это был очень позитивный уик-энд для нас», — сказал Ферстаппен. «Конечно, мы привезли обновления, и я думаю, они сработали. Пятница всё ещё была очень сложной, но затем, я думаю, мы нашли лучшие настройки для субботы, и я просто надеюсь, что сможем использовать это чаще, потому что это определенно переместило машину в лучшее рабочее окно».
Найдя баланс, который устранил скольжение машины, Ферстаппен смог лучше работать с шинами, что, в свою очередь, обеспечило меньшую деградацию и более высокий темп в гонке.
Теперь вопрос заключается в том, сможет ли шаг вперед, сделанный в Имоле, привести к аналогичным результатам на других трассах. Определение того, насколько выступление Ферстаппена было обусловлено особенностями трассы, а насколько — реальным прогрессом, станет ключевой задачей для анализа данных как Red Bull, так и McLaren после воскресенья. К счастью, гонка следующего уик-энда на медленной городской трассе Монако может дать чёткий ответ.
«Думаю, эта трасса снова имеет довольно много скоростных поворотов, что, мне кажется, нравится нашей машине», — добавил Ферстаппен. «Я также думаю, что мы сделали шаг вперед в настройке машины, что помогает, но Монако, конечно, совсем другая трасса. Посмотрим, как мы выступим там. В прошлом году нам было очень сложно. Я не ожидаю, что в этот раз будет намного легче, потому что там много медленных поворотов, но посмотрим».

«В конце концов, это всего лишь одна гонка в календаре, где ты стараешься показать максимум. Даже после неё остаётся много гонок, но, конечно, видно, что на высокоскоростных трассах и в поворотах мы более конкурентоспособны».
Для McLaren реакция на воскресное поражение будет аналитической, а не импульсивной. С учётом аномальной, но выдающейся победы Ферстаппена в Японии, первые шесть гонок показали, что MCL39 был лидером, и, вероятно, так будет на многих оставшихся трассах календаря. Тем не менее, лидеры чемпионата прекрасно осознают, что их ближайший соперник, возможно, сделал значительный шаг вперед.
«Нам предстоит проанализировать данные, изучить поведение шин и их термический режим, но я думаю, то, что произошло сегодня — это комбинация [факторов]», — сказал Стелла. «Red Bull, я думаю, улучшились; они дорабатывали свою машину на протяжении последних нескольких гонок и, мне кажется, сделали шаг вперед».
«И если мы посмотрим на скорость в поворотах и сравним её со скоростью в Майами, машина здесь работает в совершенно другой части аэродинамических карт, и, думаю, мы знаем, что наша машина сильна на трассах типа Майами, Бахрейна или Китая, но когда дело доходит до высокоскоростных поворотов, как здесь в Имоле, я не думаю, что у нас есть какое-то особое преимущество».
«Так что конфигурация трассы и прогресс Red Bull — я думаю, это два фактора, которые привели к тому, что сегодня у нас не было большого преимущества».