Триумф Бирмана в Формуле-1: Новая надежда для Ferrari

Новости спорта » Триумф Бирмана в Формуле-1: Новая надежда для Ferrari

Оливер Бирман сдерживал слезы, заняв впечатляющее четвертое место на Гран-при Мексики. 20-летний новичок команды Haas, находящийся на первом году своего двухлетнего контракта, повторил лучший результат команды в Формуле-1 за последние девять сезонов.

«Это нечто особенное», — признался Бирман голландской телекомпании ViaPlay, явно растроганный. «Не стоило показывать мне её! Теперь я на эмоциях».

В какой-то момент Бирман, казалось, был близок к сказочному подиуму благодаря драматическим событиям в начале гонки. Болельщики стали свидетелями по-настоящему выдающегося момента взросления на шестом круге хаотичного Гран-при Мексики на автодроме имени братьев Родригес.

Льюис Хэмилтон, гонщик, которого Бирман из академии Ferrari потенциально мог бы заменить, промахнулся на четвертом повороте. Макс Ферстаппен также неправильно рассчитал торможение, широко зашел в поворот, что помешало другу Бирмана Кими Антонелли (Mercedes) на выходе из пятого поворота. Бирман, плотно следовавший за Ferrari, Red Bull и Mercedes на шестом месте, не стал ждать второго приглашения и агрессивно нырнул внутрь.

Внезапно он оказался бок о бок с Максом Ферстаппеном, четырехкратным чемпионом мира и претендентом на титул этого года, которого Бирман ранее называл, возможно, величайшим гонщиком Формулы-1 всех времен.

«Честно говоря, я обделался, ехав бок о бок с Максом», — пошутил Бирман позже.

За этим последовала невероятная дуэль: Haas Бирмана против Red Bull Ферстаппена. Бирман одержал верх, удержав позицию, несмотря на невероятный занос на последующих S-образных поворотах. Он поднялся на четвертое место, которое вскоре превратилось в третье после того, как Хэмилтон отбыл свой штраф за выезд за пределы трассы. Лишь альтернативная стратегия Ферстаппена помешала команде Haas отпраздновать долгожданный подиум.

Но это никак не умаляет заслуг Бирмана. Как и в случае с его коллегами-новичками в этом году, он никогда не выглядел неуместно в лидирующей группе. Конечно, были и взлеты, и падения, как и следовало ожидать от дебютанта, но вершины были невероятно высокими.

«Это действительно круто — выступать относительно хорошо с теми, за кем я следил с тех пор, как начал смотреть Формулу-1», — добавил он. «Видеть их в своих зеркалах во время гонки было, наверное, самым большим давлением, которое я испытывал до сих пор… Это здорово, и я не ожидал, что буду бороться с этими топовыми машинами в этом году или на этом этапе моей карьеры. Но это дает мне прекрасное предчувствие на будущее, и, надеюсь, это станет обычным делом, а не разовым событием».

Никто, кто следил за этим годом, не усомнится в этом последнем утверждении. Несмотря на обычные трудности новичков, Бирман, Антонелли, Исаак Хаджар (Racing Bulls) и Габриэль Бортолето (Sauber) превзошли все ожидания, возлагавшиеся на дебютантов.

Ferrari, как обычно, внимательно следила за прогрессом Бирмана. Он, напомним, дебютировал в Формуле-1 за команду на прошлогоднем Гран-при Саудовской Аравии, заменив Карлоса Сайнса из-за аппендицита, и теперь, похоже, представляет будущее Скудерии в весьма неопределенное для команды время. Руководитель команды Фредерик Вассёр был впечатлен увиденным.

«В какой-то момент я даже думал о подиуме для него», — заметил Вассёр. «Он выступил очень хорошо, но если посмотреть на весь сезон, он всегда показывал хорошие результаты. Довольно часто у него возникали небольшие проблемы в течение уик-энда, либо в квалификации, либо в гонке. А в этот уик-энд он собрал всё воедино. Он не допустил ни единой ошибки, и его усилия окупаются».

Выступление Бирмана послужило четким напоминанием тифози (фанатам Ferrari) о причине для оптимизма в этот, в остальном, разочаровывающий год. После того, как в прошлом сезоне они едва не уступили McLaren в борьбе за Кубок конструкторов, и с приходом Льюиса Хэмилтона, статистически величайшего гонщика всех времен, 2025 год должен был стать долгожданным пробуждением самой знаменитой гоночной команды Формулы-1. Ожидания к началу года были запредельными.

Вместо этого хронический неудачник Формулы-1 вновь проявил себя, проведя абсолютно разочаровывающий год. Команда стоит перед перспективой третьего безвыигрышного сезона Формулы-1 за десять лет и первого с 2021 года. Возникшие в результате этого трещины стали очевидны.

В прошлом месяце председатель Ferrari Джон Элканн был вынужден публично выразить поддержку руководителю команды Фредерику Вассёру, ключевому инициатору сделки с Хэмилтоном, заявив о своей «полной уверенности» в способностях француза. Однако новый контракт Вассёра, заключенный в июле, мало что сделал для того, чтобы унять слухи вокруг его должности. Устойчивые сообщения, связывающие Ferrari с бывшим руководителем Red Bull Кристианом Хорнером — хотя источники сообщили, что они далеки от истины — не исчезают, что свидетельствует о реальном давлении, под которым находится гоночная команда, чтобы наконец-то соответствовать прецеденту династического успеха, достигнутого Михаэлем Шумахером, Жаном Тодтом, Россом Брауном и Скудерией в конце 1990-х и начале 2000-х годов.

Оливер Бирман в гонке
Оливер Бирман занял четвертое место на Гран-при Мехико Формулы-1 в воскресенье.

Эта атмосфера неопределенности распространилась и за пределы Вассёра.

Хотя Льюис Хэмилтон, как ожидалось, столкнется с трудностями, оправдывая огромные ожидания, связанные с его репутацией и предполагаемым контрактом на 70 миллионов долларов, растущие слухи о будущем Шарля Леклера не менее трудно игнорировать. С момента Гран-при Азербайджана в Баку итальянские СМИ — сочетание хорошо информированных отчетов и диких домыслов — предполагают, что Леклер и его агент Николя Тодт серьезно рассматривают варианты за пределами Ferrari после истечения его контракта в 2026 году. Это решение во многом будет зависеть от конкурентоспособности Ferrari в соответствии с новыми правилами, вступающими в силу в следующем году.

Леклер, которого многие считают лучшим квалифайером Формулы-1, но которому так и не предоставили гоночную машину, способную раскрыть его чемпионский потенциал, несомненно, получит множество предложений, если решит покинуть Маранелло. Такой уход стал бы разрушительным ударом для команды. Ничто не подчеркнет лучше давнюю неспособность Ferrari в Формуле-1, чем решение Леклера — «Мистера Ferrari», человека, прозванного «Il Predestinato» («Предначертанный»), парня из Монако, который мечтал только о гонках за «Гарцующего Жеребца» — покинуть команду, чтобы реализовать свои чемпионские амбиции.

Что касается Хэмилтона, несколько высокопоставленных фигур в паддоке намекнули, что семикратному чемпиону мира, возможно, не будет предложен новый контракт после истечения его нынешнего в конце 2026 года, учитывая его выступления. Это кажется преждевременным прогнозом, но очевидно, что в этом году между британским гонщиком и итальянской командой что-то не срослось, даже если его чистая скорость по сравнению с Леклером не так уж плоха, как предполагают некоторые критики.

Хэмилтон всегда заявлял, что присоединяется к Ferrari ради конкурентоспособности в 2026 году, а не в 2025-м. Однако характер текущего сезона еще больше усилил этот акцент. Ожидания обеих сторон в следующем сезоне будут высокими: Хэмилтон будет ждать более совершенную гоночную машину и более слаженную работу команды за кулисами, в то время как Ferrari будет ждать гонщика, который лучше соответствует звездному статусу Хэмилтона. Эти два аспекта вполне могут идти рука об руку.

Независимо от того, что произойдет в 2026 году с машиной Ferrari и составом пилотов, Гран-при Мексики напомнил о том, что система подготовки гонщиков у них находится в очень хорошем состоянии. В преддверии домашней гонки Ferrari в Монце в сентябре Бирмана спросили о сроках такого возможного перехода в основную команду.

«Конечно, это моя цель в жизни», — заявил он тогда. «Я получил представление о том, что это такое, когда меня вызвали в прошлом году, и это действительно моя мотивация: надеюсь, однажды я смогу это сделать. Но между этим есть много шагов, и сейчас моя карьера связана с Haas. Мне нужно сначала доказать, что я способен выступать за топ-команду, показывая более стабильные результаты здесь».

Четвертое место Бирмана в Мехико наглядно показало, что он является гонщиком, высокоспособным и уверенно чувствующим себя в лидирующей группе.

Год новичков

Было бы несправедливо писать статью о впечатляющем дебютном сезоне Бирмана, не упомянув других талантливых молодых гонщиков пелотона.

Выбрать «Новичка года» в этом сезоне будет непросто, так как четыре гонщика имеют веские основания для этого титула. Выступление Бирмана в Мексике было особенно примечательным, учитывая скромные размеры команды Haas по сравнению с ее соперниками, и оно демонстрирует его постоянное улучшение с каждой неделей.

Подиум Хаджара в Зандворте был впечатляющим, как и его замечательное преображение после аварии на формировочном круге в Австралии. Его сильные выступления в различные моменты года заставляли задуматься, чего мог бы добиться Ферстаппен, если бы в середине сезона он выступал за Racing Bulls вместо Red Bull. Хаджар теперь выглядит фаворитом на роль напарника Ферстаппена в Red Bull в следующем сезоне, что станет заслуженной наградой за его отличный сезон.

Бортолето не имел машины, способной на такие же героические подвиги, что привело к менее впечатляющим результатам. Однако он заметно вырос как новичок, и такие результаты, как шестое место в Венгрии, являются отличным показателем его таланта.

А затем Антонелли. Сезон молодого гонщика Mercedes был непредсказуемыми «американскими горками», как и предсказывал руководитель команды Тото Вольфф, и нельзя отрицать, что он испытывал наибольшее давление среди всех новичков этого года. После действительно тревожного спада формы в середине года итальянец, похоже, снова нашел себя, набрав очки в пяти из последних семи гонок, включая шестое место в воскресенье, опередив своего товарища по команде Джорджа Рассела. Наградой Антонелли за этот поворот стало недавнее подтверждение Mercedes, что он останется в команде с Расселом в 2026 году. Подход «Серебряных стрел» — бросить 19-летнего парня на глубокую воду — был рискованным, но это вполне может принести значительные дивиденды в следующем сезоне.

Лиам Лоусон технически считается новичком, поскольку он завершает свой первый полный сезон, несмотря на выступления за младшую команду Red Bull в 2023 и 2024 годах. Хотя он может показаться аномалией в этом классе, он также заслуживает признания. Учитывая его плохо управляемый двухгоночный отрезок в Red Bull, он проделал поистине достойную восхищения работу, возродив свою карьеру в Racing Bulls в условиях, которые могли бы разрушить уверенность другого гонщика.

Red Bull и Racing Bulls теперь оказались перед дилеммой: кого из Лоусона и Юки Цуноды, обоих несчастных жертв того, как трудно быть напарником Ферстаппена, меньше всего заслуживает увольнения. Источники предполагают, что Лоусон будет сохранен наряду с юниором Red Bull из Формулы-2 Арвидом Линдбладом. Потенциальное отстранение 25-летнего Цуноды является еще одним напоминанием о том, как быстро происходит смена поколений в Формуле-1.

Поистине примечательно наблюдать такой очевидный сдвиг поколений. Ландо Норрис, который в 2019 году был частью последнего высоко оцененного класса новичков (в который также входили Рассел и Алекс Элбон), теперь возглавляет чемпионат, опережая своего товарища по команде Оскара Пиастри, выступающего третий год. Как и Норрис, Рассел и Элбон, класс 2025 года, похоже, войдет в историю как нечто необычайно особенное.

Андрей Соловьев

Андрей Соловьев – спортивный журналист из Новосибирска с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении турниров UFC и других событий в мире смешанных единоборств. Ведет авторскую колонку о российских бойцах, берет эксклюзивные интервью у спортсменов и тренеров.