Огненная авария Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна пять лет назад остается одной из самых шокирующих в истории Формулы-1.
Она создала один из самых запоминающихся образов современной Ф1: пилот команды Haas, выходящий из пламени через 27 секунд после того, как оказался в ловушке внутри машины. Удивительно, но, учитывая серьезность аварии, француз получил ожоги рук, но никаких других травм.
Выживание Грожана, казалось, бросало вызов логике. Он сильно врезался на высокой скорости, и его машина раскололась надвое. Его автомобиль вспыхнул, и он провел невероятно долгое время в горящих обломках. Эта авария и выживание пролили свет на инновации в области безопасности Ф1, которые спасают жизни уже много лет.
Авария
На первом круге Грожан столкнулся с Даниилом Квятом, когда они отъезжали от шиканы, открывающей трассу Сахир в Бахрейне. Машину Грожана развернуло вправо, носом в барьеры. Автомобиль разорвало на две части: передняя половина прошла через ограждение, в смятую сетку из углеродного волокна, а задняя половина улетела дальше вдоль барьеров. Машина мгновенно вспыхнула.
Расследование FIA аварии позже установило, что Грожан врезался в барьер на скорости 192 км/ч под углом рыскания около 22 градусов от нормального направления движения. Результирующая пиковая сила была эквивалентна 67 G. Для сравнения, гонщик испытывает около 6 G при сильном торможении с максимальной скорости.
Грожан смог выбраться из машины самостоятельно. К тому моменту, как он это сделал, медицинская машина Ф1 уже прибыла на место происшествия, и доктор Ян Робертс был там, чтобы помочь вытащить Грожана в безопасное место. Это был невероятный визуальный момент, но выживание француза, его выход из пламени, стало заслугой многочисленных технологических инноваций, разработанных FIA и Ф1 в последние десятилетия.
Как оказалось, жизнь Грожана была спасена несколько раз за доли секунды благодаря множеству технических решений.
Кокон из углеродного волокна
Самое очевидное, с чего стоит начать, — это капсула выживания. Также известная как монокок, она стала одним из важнейших элементов безопасности в современной Формуле-1. Она стала обычным явлением с начала 1980-х годов, впервые появившись на McLaren Джона Барнарда в 1981 году.
Краш-тесты, которым команды подвергаются перед началом сезона, сосредоточены на этой части автомобиля, и сегодня монокок является последней линией защиты между гонщиком и трассой. Вероятно, он спас больше жизней, чем ему отдают должное.
До появления монокока из углеродного волокна кабина вокруг машины Грожана превратилась бы в фарш. Скорее всего, его ноги и туловище стали бы основным амортизатором в такой аварии.
Монокок, построенный как кокон, сделан из плетеного углеродного волокна и смолы и спроектирован так, чтобы быть неразрушимым. Авария Грожана стала лучшим тому примером: он остался целым при ударе почти в 67 G, даже несмотря на то, что сам Haas VF-20 раскололся пополам. Грожан остался в пределах капсулы безопасности, его тело было защищено от серьезных травм.
Устройство HANS
По мере того как машина Грожана проходила через процессы быстрого замедления, связанные с такими ударами, в действие вступило еще одно нововведение.
Устройство поддержки головы и шеи (HANS), надеваемое на шею гонщика, может показаться громоздким, когда гонщики впервые вытаскивают себя из кабины, но его роль очень важна. Устройство HANS, по сути, предотвращает резкие или неконтролируемые движения головы, предотвращая хлыстовые травмы или, что еще хуже, переломы шеи и черепа при таких перегрузках.
HANS не был повсеместно принят, когда был представлен — печально известная смерть Дейла Эрнхардта на Daytona 500 в 2001 году ускорила его признание в качестве важной части кабины гоночного автомобиля. Поскольку ноги и туловище Грожана были защищены капсулой выживания, а шея защищена устройством HANS, еще одна некогда оклеветанная технология проявила себя во всей красе.
Halo: от скептика к верующему
Возможно, самое значительное нововведение в области безопасности в новейшей истории Формулы-1, устройство защиты кокпита Halo, коренным образом изменило спорт. С момента своего основания в 1950 году автомобили Ф1 имели открытые кабины. Стремление к дополнительной защите гонщиков усилилось в 2009 году, когда Генри Сертиз погиб от летящей шины в гонке Формулы-2, незадолго до того, как Фелипе Масса получил опасную для жизни травму, когда отлетевшая пружина ударила его по голове во время практики перед Гран-при Венгрии.
7-килограммовое титановое устройство было рассчитано на то, чтобы выдерживать 12 тонн силы. В преддверии внедрения Halo в 2018 году FIA заявила, что на него можно уронить один из знаменитых лондонских красных автобусов, и он не сломается. Технология разделила мнения. Грожан был яростным критиком, говоря: «Я не думаю, что ему есть место в Ф1».
В тот день в Бахрейне Halo оказался жизненно важным. В эпоху до Halo голова Грожана была бы открыта для ограждения, в которое врезалась его машина на скорости 192 км/ч. Несомненно, это был один из аспектов технологии, который спас ему жизнь. Это был переломный момент в отношении Грожана к этому устройству.
Опубликовав сообщение из больничной койки на следующий день, Грожан написал: «Несколько лет назад я был против Halo, но я думаю, что это величайшее, что мы привнесли в Формулу-1, и без него я не смог бы сейчас с вами разговаривать».
Извлечение
В основе устройства Halo лежит тест на извлечение. Перед началом сезона все гонщики должны уметь отстегнуться, выбраться из кабины и освободиться от машины за 10 секунд. Реальный тест Грожана оказался несколько медленнее. Когда его машина остановилась, он с ужасом осознал, что застрял внутри машины из-за своего левого ботинка. Окруженный пламенем и дезориентированный, его нога не выходила, пока он не вытащил ее из ботинка силой.
Учитывая обстоятельства, возможно, неудивительно, что ему потребовалось три попытки, чтобы выбраться из машины, но хореография извлечения настолько вбита в голову гонщикам, что стала второй натурой. Грожан провел в машине 28 секунд, а не 10, и все равно выбрался живым.
Огнезащита
Визуально самой шокирующей частью аварии был огромный огненный шар, вспыхнувший, когда машина прорвалась сквозь барьеры. То, что Грожан отделался лишь ожогами рук, считалось настоящим чудом. В предыдущие десятилетия гонщики получали ужасные травмы, связанные с огнем, в авариях.
Температура пламени, в котором оказался Грожан, может колебаться от 800 до 1000 градусов Цельсия. Гонщик Haas был одет в комбинезон Alpinestars из Nomex, огнестойкого материала, используемого в гоночных комбинезонах на протяжении десятилетий.
Новый дизайн комбинезона был разработан к сезону 2020 года с уверенностью, что одежда может предотвратить серьезные травмы от таких экстремальных температур в течение примерно 18 секунд. 27 секунд Грожана в машине намного превысили этот показатель. В 2021 году FIA разработала новые перчатки, выявив эту область как одно из немногих оставшихся слабых мест, которые выявила его авария. Руководящий орган продолжает добиваться успехов в этой области с тех пор.
Секунды имеют значение: медицинская машина и команда спасателей
В Формуле-1 есть своеобразная традиция, которая на первый взгляд может показаться неуместной в спорте, построенном на скорости. В начале каждой гонки есть дорожная машина, намеренно следующая за пелотоном: медицинская машина Ф1. За рулем Алан ван дер Мерве, а на пассажирском сиденье доктор Ян Робертс, задача машины проста: как можно быстрее добраться до места любой аварии на первом круге.
Эта особенность, возможно, спасла жизнь Грожану.
В тот момент, когда его машина исчезла в клубах оранжевого пламени, медицинская машина ускорилась. Через 11 секунд Ван дер Мерве припарковался у обломков. Робертс побежал к огню с огнетушителем, не зная, жив ли еще водитель внутри. Когда Грожан появился, вылезая из огня, Робертс помог оттащить его от обломков.
Вокруг них маршалы заливали территорию из огнетушителей, придавая сцене сюрреалистичный, почти театральный вид. Однако это не было представлением, а просто молниеносные действия, которые спасли жизнь.