Победа Ферстаппена в Баку заставляет McLaren слышать тему из «Челюстей»

Новости спорта » Победа Ферстаппена в Баку заставляет McLaren слышать тему из «Челюстей»
Нейт Сондерс, 21 сентября 2025 года

Баку, Азербайджан — Макс Ферстаппен вновь продемонстрировал свое исключительное мастерство. Формула-1 уже настолько привыкла к его величию, что даже мысль о возможном включении нидерландца в борьбу за чемпионский титул 2025 года не кажется абсурдной, хотя он отстает от лидера чемпионата на 69 очков за семь гонок до конца сезона.

Безупречный уик-энд Ферстаппена на Гран-при Азербайджана, включавший поул-позицию, быстрейший круг и победу в гонке, резко контрастировал с хаотичными и полными ошибок выступлениями McLaren. Лидер чемпионата Оскар Пиастри выбыл из квалификации, а затем и из гонки на первом круге, покинув Баку без очков. Его напарник и соперник по титулу Ландо Норрис, казалось, упустил прекрасные возможности укрепить свои позиции как в субботу, так и в воскресенье. Более того, команда допустила задержку во время критического пит-стопа второй уик-энд подряд. Для команды, доминировавшей большую часть сезона, это был тревожно небрежный уик-энд.

Результаты Ферстаппена в квалификации заставили руководителя McLaren Андреа Стеллу заявить в субботу вечером (когда Ферстаппен отставал на 94 очка), что он абсолютно уверен в участии нидерландца в борьбе за титул, и даже предложил журналистам выделить его слова. Сутки спустя Стелла подтвердил свои убеждения.

«Безусловно, Макс является претендентом на чемпионский титул среди пилотов, — заявил Стелла. — Мы знали это, и сегодня получили подтверждение».

По крайней мере, на бумаге, математика говорила об обратном.

Победа Ферстаппена и отсутствие очков у Пиастри сократили его отставание до 69 очков от австралийца и 44 очков от Норриса, который с трудом финишировал седьмым после очередного разочаровывающего выступления. Оба эти разрыва весьма значительны, учитывая, что за победу дают 25 очков, однако Ферстаппен только за последние две гонки отыграл у Пиастри 35 очков.


Ферстаппен, однако, не поддался на предположения о том, что он теперь является реальным претендентом на титул.

«Осталось семь гонок, и это все еще 69 очков? Это много, — сказал он в воскресенье вечером. — По сути, с моей стороны все должно пройти идеально, и мне также понадобится немного удачи с их стороны. Так что это все еще очень тяжело».

Ферстаппен — явный аутсайдер, и он имеет полное право скептически относиться к внезапному позиционированию себя как участника чемпионской гонки. Чтобы это стало реальностью, в следующих нескольких гонках должна проявиться определенная последовательность результатов. Однако сам факт такого обсуждения много говорит о том, как Формула-1 воспринимает Ферстаппена.

Недавние выступления побудили таких соперников, как Фернандо Алонсо и Габриэль Бортолето, говорить о четырехкратном чемпионе мира так, будто он с другой планеты. Аура, которую он создал вокруг себя в последние годы, особенно в 2024 году и на протяжении большей части текущего сезона, благодаря сильным выступлениям на машинах, которые считаются сложными в управлении, означает, что его нельзя полностью списывать со счетов. Формула-1 уже видела продолжительные серии побед Ферстаппена, включая рекордную серию из 10 гонок в 2023 году, и любой подобный период прочно утвердит его в качестве «тёмной лошадки» на заключительном отрезке сезона.

Однако, что более пагубно для McLaren, тот факт, что статус Ферстаппена как «тёмной лошадки» имеет под собой хоть какое-то основание, указывает на нечто иное. Несмотря на прошлогоднюю победу в Кубке конструкторов (титул, который команда сохранит в ближайшие месяцы) и внутреннюю борьбу Пиастри и Норриса в этом году, это наводит на мысль, что идея хрупкости McLaren не так уж и надуманна. Баку стал серьезной проверкой под давлением, и команда не справилась. То, как Пиастри, Норрис и McLaren в целом отреагируют сейчас, во многом определит дальнейший ход чемпионата.

McLaren охватывает предчемпионская лихорадка?

Два претендента на титул от McLaren большую часть уик-энда выглядели неубедительно. Нехарактерное для Пиастри количество ошибок в Баку стало настоящим сюрпризом. Редко можно увидеть, как лидер чемпионата так сильно оступается.

Несмотря на то, что Норрис набрал на шесть очков больше, чем его напарник и соперник (сократив отставание от Пиастри до 25 очков), его уик-энд все равно оставил ощущение неудачи. Это мало что сделало для того, чтобы развеять репутацию англичанина, который, кажется, пасует, когда ставки высоки.

Макс Ферстаппен на Гран-при Азербайджана
Макс Ферстаппен потенциально вернулся в борьбу за титул F1, проведя безупречный уик-энд в Азербайджане.

Справедливая оценка двух пилотов McLaren в этом году заключается в том, что хотя ни один из них не был постоянно быстрее другого, один (Пиастри) определенно был менее склонен к ошибкам. Именно поэтому неудачный уик-энд Пиастри казался такой прекрасной возможностью для Норриса. Перевес в очках должен был быть намного значительнее, особенно учитывая хаотичную стартовую решетку, сформированную в субботней квалификации. С лучшим кругом в квалификации или более сильной гонкой после схода Пиастри, Норрис мог бы полностью изменить динамику чемпионской борьбы.

Норрис не любит обсуждать упущенные моменты. Когда ESPN спросил его, был ли этот уик-энд упущенной или использованной возможностью, учитывая разные точки зрения на исход, он ответил: «Я делаю все возможное в каждой гонке. Если смотреть с этой точки зрения, то каждая гонка, где я финишировал вторым или хуже, была упущенной возможностью. Мне все равно, как на это смотрят люди».

Возможно, многое говорит тот факт, что ровно 12 месяцев назад, когда McLaren располагала более быстрой машиной, Норрис покинул Гран-при Азербайджана, отставая от Ферстаппена на 69 очков. В отличие от сегодняшнего дня, тогда не было сомнений в расстановке сил на трассе: Red Bull переживала трудности, а McLaren и Ferrari стали главными претендентами. Несмотря на это, угроза чемпионства Норриса никогда не казалась реальной, даже когда отставание сокращалось в последующих гонках. Сравните это с тем фактом, что даже руководитель команды Норриса рассматривает Ферстаппена как претендента с тем же отставанием, и это многое говорит о различном восприятии двух пилотов.

Вероятно, многое будет интерпретировано из настроения Пиастри в воскресенье вечером. Австралиец казался очень спокойным, учитывая ход его уик-энда. Проведя некоторое время на внешней стороне пятого поворота, наблюдая за гонкой по мобильному телефону, Пиастри вернулся в пресс-зону в относительно приподнятом настроении. Он признал, что слабый круг Норриса в Q3 в субботу означал, что «могло быть и хуже», и именно так он вел себя и в воскресенье вечером. Его внимание было сосредоточено на том, чтобы оставить позади этот небрежный уик-энд.

«Никогда не чувствуешь себя прекрасно после такого уик-энда, но в конечном итоге я считаю, что темп все равно был хорошим, — сказал Пиастри. — Думаю, что такое количество исполнительских ошибок у меня бывает редко, поэтому я очень сосредоточен на том, чтобы оставить это позади».

«Ничего особенного не произошло. Это зависит от того, как вы хотите на это смотреть. Для меня, если бы я чувствовал себя в совершенно другом состоянии ума, тогда было бы легче винить в этом. И это была бы проблема, которую нужно было бы исправить, я полагаю. Этот уик-энд ощущался как любой другой уик-энд, просто, к сожалению, было слишком много ошибок от начала до конца».

Стелла отметил, что Пиастри уже казался совершенно спокойным относительно уик-энда к моменту их разговора. Стелла, который на заре своей карьеры инженера в Ferrari долго работал с великими талантами Формулы-1, сравнил уик-энд австралийца с выступлениями одного из величайших гонщиков всех времен.

«Я работал с многократными чемпионами, и в каждом сезоне — даже в самых доминирующих — даже у одного из лучших пилотов в истории Формулы-1, такого как Михаэль Шумахер, я видел подобные события, — сказал Стелла. — События, из которых ты выносишь в основном лишь уроки, потому что по каким-то причинам все становится сложным, и как только ты неправильно оцениваешь доступное сцепление, ты сильно за это расплачиваешься».

«Таким образом, это разовый уик-энд, когда все пошло не по его плану, и в конечном итоге ему пришлось пересмотреть свои потери. Неудивительно и не исключение, что нам не стоит об этом беспокоиться, потому что это случалось практически со всеми чемпионами, даже с теми, у кого лучший послужной список».

Стелла прав, никто не может быть безупречным всегда, но тот, кто так часто безупречен, — это человек, которого он назвал новым претендентом на чемпионство: Ферстаппен.

Ферстаппен на подъеме

Комментарии Стеллы о том, что Ферстаппен участвует в чемпионской гонке, возможно, были призваны в большей степени переориентировать его собственную команду.

Уверенные победы Ферстаппена в Монце и Баку стали первым серьезным внешним давлением, которое McLaren ощутила за последние месяцы. Ранее в этом году Ферстаппен на короткое время был «третьим лишним» в борьбе за титул, но он не побеждал в гонках между Имолой в апреле и Монцей в начале этого месяца. В этот период большая часть драматизма для McLaren была связана с внутрикомандной борьбой между ее пилотами: балансирование на грани справедливости между двумя гонщиками, столкновение Норриса с Пиастри в Канаде, необходимость сдерживать Пиастри после почти столкновений с Норрисом в Австрии и Венгрии, сход Норриса в Нидерландах, а затем провалы с последовательностью пит-стопов, медленные остановки и обмены позициями между парой в Монце две недели назад — это лишь некоторые из примеров.

Сочетание прорыва Red Bull на трассе, в значительной степени приписываемого новому днищу, представленному командой на Гран-при Италии, и убедительный характер двух побед Ферстаппена с тех пор, ощущается как если бы кто-то поставил музыкальный автомат у гаража McLaren, включил культовую тему из «Челюстей» и медленно увеличивал громкость. Ферстаппен кружит вдалеке, и теперь, после Баку, в воде появилась кровь. Не так уж много, но для гонщика с ледяной кровью, как у Ферстаппена, этого достаточно.

Он никогда не был склонен к громким заявлениям, и вы не увидите, чтобы он пока что зацикливался на чемпионской перспективе.

«Я не полагаюсь на надежду, — сказал он в воскресенье вечером. — Я просто еду гонка за гонгой, как я делал это весь сезон — просто стараюсь показать максимум, набрать как можно больше очков. А потом, после Абу-Даби, мы узнаем».

К счастью для Ферстаппена, Red Bull и поклонников Формулы-1, нам не придется ждать до заключительного Гран-при Абу-Даби, чтобы узнать, насколько обоснованы опасения Стеллы. Следующая гонка, Гран-при Сингапура, обладает редким отличием в Формуле-1: это трасса, на которой Ферстаппен никогда не побеждал. Для команды из Милтон-Кинс это было неудачное место; победа Серхио Переса в 2022 году там была настолько необычной, что помогла укрепить его давнюю репутацию короля городских трасс.

«Я надеюсь [что Ферстаппен претендует на титул], но подумаю об этом после Сингапура, — сказал советник Red Bull Racing Хельмут Марко австрийскому каналу ORF в воскресенье. — Если мы будем конкурентоспособны в Сингапуре, тогда, возможно, мы сможем начать мечтать. Там не только высокая прижимная сила, но и всегда очень жарко, что нашей машине не очень нравится. Так что это будет настоящий показатель того, где мы находимся».

Если Red Bull выиграет в Сингапуре, придется серьезно отнестись к словам Стеллы. Идея о том, что Ферстаппен будет доминировать с этого момента и до конца сезона, не покажется нелепой: он настолько хорош и был настолько хорош в прошлом. Ферстаппен — это тот тип таланта, который может очень быстро стать непобедимым в подходящей машине.

Что касается досадного разрыва в 69 очков, у Ферстаппена есть нечто, чего нет ни у одного пилота McLaren: он вряд ли в ближайшее время будет терять очки из-за своего напарника. Сочетание того, что Red Bull внезапно стала машиной, которую нужно побеждать, и того, что Пиастри и Норрис борются друг с другом без серьезных ограничений, узаконит идею о том, что Ферстаппен участвует в гонке, давая ему регулярные возможности значительно сокращать отставание.

Это все еще кажется надуманным, но когда вы связываете это имя с Ферстаппеном, становится понятно, почему эта музыка должна звучать все громче и громче в голове Стеллы.

McLaren прибыла в Азербайджан, надеясь завершить борьбу за Кубок конструкторов, что стало бы самым ранним завоеванием титула в истории. Этот чемпионат обеспечен на следующий год, пусть еще и не официально, но покидая Баку, команда уносит с собой легкую мишень на спине и нарастающую тень Ферстаппена. Гран-при Сингапура будет нельзя пропустить.

Андрей Соловьев

Андрей Соловьев – спортивный журналист из Новосибирска с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении турниров UFC и других событий в мире смешанных единоборств. Ведет авторскую колонку о российских бойцах, берет эксклюзивные интервью у спортсменов и тренеров.