СУЗУКА, Япония — Казалось, что большой прорыв Юки Цуноды в Формуле-1 ускользнул. Red Bull, похоже, никогда до конца не верили в него. Поддержка Honda, казалось, начала ослабевать.

Однако сейчас, когда дебют за Red Bull на его домашней трассе в Сузуке уже не за горами, его момент наконец-то настал.

Вопросы возникают один за другим. Сможет ли он справиться? Не слишком ли поздно это произошло?

Переворот, произошедший за несколько дней после Гран-при Китая — и повышение Цуноды из Racing Bulls ценой места Лиама Лоусона — был не чем иным, как замечательным событием, даже по меркам Формулы-1. Цунода, который так долго, казалось, был недосягаем для заветного места в Red Bull Racing, теперь получил его, и то, как он справится с этим вызовом, определит траекторию его карьеры с этого момента.

Измерить успех, будучи напарником Макса Ферстаппена, сложно, но планка, установленная четырьмя предыдущими гонщиками, выступавшими вместе с ним, невысока. Непосредственная задача, стоящая перед ним, проста: обуздать Red Bull RB21. Это машина, которая, похоже, похожа на многих своих предшественников: быстрая в талантливых руках такого великого гонщика, как Ферстаппен, но настоящий зверь, с которым трудно справиться в руках простых смертных. Она убивает уверенность.

Разворот Цуноды

За повышением Цуноды стояло ощущение, что, поскольку Лоусон показал тревожно слабый старт, 24-летний японский гонщик теперь является тем полностью отшлифованным продуктом, которого так долго ждали в Red Bull Racing.

«Юки Цунода — быстрый гонщик, мы это знаем, но у него были взлеты и падения», — заявил советник Red Bull Хельмут Марко после подтверждения повышения на прошлой неделе. «Вот почему мы думали, что Лоусон был лучшим и более сильным кандидатом, но Юки претерпел трансформацию. Он сменил менеджмент, и в этой ситуации это было просто лучшее решение».

Многие скажут, что трансформация Цуноды была очевидна гораздо дольше, чем просто в последние недели 2025 года. Но, видимо, не для Red Bull. Еще в декабре компания открыто размышляла о том, чтобы полностью отказаться от него.

«Мы прекрасно осознаем, что, если мы не сможем предоставить Юки возможность в этом году, честно говоря, имеет ли смысл [удерживать его]?», — спросил руководитель команды Кристиан Хорнер. «Нельзя держать гонщика в команде поддержки пять лет. Нельзя всегда быть подружкой невесты. В какой-то момент нужно либо отпустить их, либо искать что-то другое».

Никто на том мероприятии, и уж тем более Хорнер, не мог предположить, что повышение Цуноды из подружки невесты в невесты произойдет уже на третьей гонке следующего сезона. Претензия к Цуноде, с точки зрения Хорнера, заключалась в том, что у него не было нужного темперамента. Видимо, за несколько коротких недель это перестало быть проблемой.

Юки Цунода
После более чем четырех сезонов в юниорской команде Red Bull, Юки Цунода наконец-то был повышен до основной команды.

Как могло случиться, что Цунода не считался готовым всего четыре месяца назад, но теперь готов?

И затем возникает вопрос о роли Honda во всем этом. В недавних сообщениях утверждалось, что японский автопроизводитель предложил до 10 миллионов долларов, чтобы обеспечить Цуноде второе место в Red Bull, но источники сообщили, что предложенным бонусом на самом деле была скидка на последний год действия контракта компании на поставку двигателей — контракта, за который Red Bull неохотно переплачивали после разрыва отношений с Renault в 2018 году, а Ferrari и Mercedes отказались поставлять двигатели — а не прямая выплата.

Это немаловажный жест со стороны производителя, но он поднимает еще один вопрос. Учитывая, что Red Bull участвовала в дорогостоящей выплате Серхио Пересу в прошлом году — которая, по данным источников, составила более 12 миллионов долларов — тем более странно, что опыта Цуноды и финансовой помощи уходящего партнера команды по двигателям оказалось недостаточно, чтобы убедить Хорнера и компанию.

Есть еще одна странность, связанная с самой Honda. Ее постоянная поддержка Цуноды в последнее время казалась неопределенной, но она совершила разворот на 180 градусов даже быстрее, чем Red Bull. Всего несколько недель назад глава гоночного подразделения Honda, казалось, мягко подталкивал Цуноду к уходу.

«Ему нужно самому принять меры», — заявил президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе. «Я хочу, чтобы он сделал лучший выбор для себя.

«Мы не можем больше ничего для него сделать. Ему нужно укрепить свою команду поддержки, включая менеджера, и обеспечить себе необходимое место. В конце концов, он профессионал. Гонщики не могут полагаться на Honda вечно. Человек с карьерным уровнем Цуноды должен думать сам».

Учитывая, что спустя несколько недель Цунода стоял в штаб-квартире Honda, на своем первом выезде в качестве гонщика Red Bull Racing, эти цитаты сейчас замечательно читать.

Ключевая фигура, похоже, сыграла здесь свою роль. Много говорилось о его новом менеджере, о партнерстве с мексиканским агентом Диего Менчакой после расставания с Марио Миякавой и Луисом Альваресом. Источники сообщили, что бывшая команда Цуноды рассматривалась как препятствие для его шансов на повышение.

Его смена менеджмента, похоже, произошла вместе со сменой подхода и восприятия. Трудно количественно оценить, какое влияние это могло оказать за несколько месяцев, но показательно, что этот фактор был упомянут как Red Bull, так и Honda.

Все зависит от Юки

Независимо от того, как он туда попал, у Цуноды теперь есть возможность, которая либо сделает его, либо сломает, и он просто обязан ею воспользоваться. Колода, похоже, с самого начала была сложена против него. RB21 выглядит сложной в управлении, и Цунода уже отстает, пропустив тесты и два гоночных уик-энда для адаптации. Хотя легко сосредоточиться на его волшебном домашнем дебюте в Сузуке, на самом деле он приезжает накануне тройного этапа, который продлится три недели — за Японией следуют гонки в Бахрейне и Саудовской Аравии. Медленный старт может быть трудно преодолеть, если он впадет в спираль неуверенности из-за неумолимой машины.

Постоянная неуверенность Red Bull в отношении продвижения Цуноды всегда была трудна для понимания. Трудно заметить те взлеты и падения, о которых упомянул Марко, особенно за последние пару сезонов.

В Ферстаппене Цунода теперь оказался рядом с человеком, известным, по справедливости, как разрушитель напарников — но японский гонщик тоже может претендовать на это в определенной степени. Сильная форма Цуноды ускорила уход Ника де Вриса в начале 2023 года. Даниэль Риккардо показал несколько ярких моментов на его месте, но контраст в форме австралийца и Цуноды — особенно в начале прошлого сезона, когда машина была конкурентоспособна в середине пелотона — был резким и разрушил идею в Red Bull о том, что вернувшийся Риккардо был подходящим парнем для замены Переса. Цунода также хорошо показал себя в сравнении с Лоусоном, хотя новозеландец продемонстрировал впечатляющие вспышки, которые произвели впечатление на руководство Red Bull.

Продвижение Цуноды — это исправление ошибки, которую совершил Red Bull. Очевидно, что именно он должен был быть рядом с Ферстаппеном с самого начала 2025 года. Японский гонщик провел колоссальные 89 гонок в младшей команде. Риккардо получил 39 гонок в свой первый период до повышения, а Себастьян Феттель и Ферстаппен — 25 и 23 соответственно. Red Bull неохотно продвигал своих самых ярких воспитанников после перехода Ферстаппена в старшую команду в 2016 году через собственный конвейер.

К разочарованию всех, кто хочет успеха Цуноде, похоже, что его бросили в глубокую воду.

Источники уже сообщили, что Цунода не рассматривается как долгосрочное решение в Red Bull; он просто лучший вариант здесь и сейчас, чем Лоусон, и более вероятно, что он будет конкурентоспособен, если Red Bull сможет исправить свою капризную машину и зацепиться за борьбу в чемпионате конструкторов. Это может показаться маловероятным, но Red Bull, похоже, возлагает большие надежды на предстоящий запрет на гибкие крылья, который вступит в силу на Гран-при Испании.

С точки зрения установления ожиданий, Цуноде просто нужно быть в общей массе, показывая хорошие результаты для своего напарника.

Юки Цунода на Гран-при
Юки Цунода дебютирует в Red Bull на своей домашней гонке в Сузуке в эти выходные.

«В конце концов, Red Bull Racing сосредоточены на том, чтобы Макс [Ферстаппен] завоевал чемпионство в личном зачете», — сказал Цунода. «Он доказал, что обладает хорошим потенциалом, чтобы стать чемпионом мира — даже несмотря на то, что Red Bull, похоже, немного борется. С точки зрения производительности, [Хорнер] хочет, чтобы я был как можно ближе к Максу. В некоторых гонках я могу помочь со стратегией, но он также пообещал мне, что в некоторых ситуациях, если я смогу оказаться впереди Макса, он не обязательно попросит меня поменяться позициями и дать Максу победить».

Сделает ли Red Bull когда-нибудь последнее, еще предстоит увидеть, но такая вероятность кажется на данный момент надуманной. Учитывая, насколько Перес отставал в прошлом году, и тот факт, что Лоусон оказался на противоположном конце табеля о рангах в свои первые две недели, не будет преувеличением думать, что Red Bull будет доволен средними результатами Цуноды на раннем этапе — попадание в Q3 и очки на раннем этапе были бы впечатляющими, учитывая все, с чем он сталкивается.

Теперь для Цуноды существуют и более широкие соображения.

Ранее казалось, что он рассматривает варианты в других местах; входящая в Формулу-1 команда Cadillac, как сообщается, восхищается его талантом, в то время как в прошлом году Haas пыталась заполучить его, прежде чем переключить свое внимание на Эстебана Окона, когда стало ясно, что странная сделка Цуноды с Red Bull означает, что он фактически застрял там, где был. Большинство поймут, если он будет испытывать трудности на раннем этапе, но риск этого шага, предпринятого таким образом, заключается в том, что он может разрушить то восприятие, которое он так блестяще культивировал в последние несколько лет в младшей команде. Люди в паддоке теперь знают, какая сложная в управлении машина Red Bull, но было бы жестокой иронией, если бы шанс, в котором Цуноде так долго отказывали, на самом деле оказался тем, который разрушил добрую волю, которую он заслужил с момента прихода в Формулу-1.

Такова природа этого спорта. Раньше у Цуноды была справедливая жалоба на то, что Red Bull никогда не давал ему шанса показать, на что он способен. Этого аргумента больше не существует. Он просто должен заставить эту возможность работать на себя. Примеры других гонщиков, потерпевших неудачу в Red Bull и добившихся успеха в другом месте, существуют в лице Алекса Албона и Пьера Гасли, но повышение Цуноды еще больше запутало и без того сложную и труднопонимаемую траекторию его карьеры к этому моменту.