Макс Ферстаппен: всего один штрафной балл до дисквалификации на гонку

Новости спорта » Макс Ферстаппен: всего один штрафной балл до дисквалификации на гонку
Авторы: Нейт Сондерс и Лоуренс Эдмондсон

Инцидент с участием Макса Ферстаппена и Джорджа Расселла на Гран-при Испании поставил пилота Red Bull на грань автоматической дисквалификации на одну гонку.

За столкновение с Расселлом на последних кругах испанского этапа Ферстаппен получил 10-секундный штраф. Позже в Instagram он признал, что этот инцидент был «неправильным» и «не должен был произойти».

Однако куда более серьезным последствием стало решение стюардов: три штрафных балла на его суперлицензию FIA. Это довело общее количество баллов до 11 за скользящий 12-месячный период, оставив его всего в одном балле от порога в 12 баллов, который автоматически ведет к пропуску гонки.

Это означает, что Ферстаппен — один из самых зрелищных пилотов на трассе, известный своим бескомпромиссным подходом — вынужден будет действовать крайне осторожно на предстоящем Гран-при Канады и домашней для Red Bull гонке в Австрии через две недели. Два его штрафных балла аннулируются 30 июня, после чего он окажется в трех баллах от дисквалификации к моменту проведения Гран-при Великобритании.

Это правило уже приводило к пропуску гонки другими пилотами. Кевин Магнуссен пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, набрав 12 баллов; его тогда заменил Оливер Берман.

Штрафные баллы начисляются в зависимости от серьезности и обстоятельств каждого инцидента, хотя работа разных стюардов на разных этапах оставляет простор для интерпретации правил и учета смягчающих обстоятельств. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании лишило его всякого запаса прочности. Даже относительно небольшое происшествие может снова создать ему проблемы.

Вот какие нарушения могут стоить ему гонки:

Вызывание столкновения

Это наиболее распространенное нарушение, которое может повлечь начисление штрафных баллов. Оно происходит, когда стюарды признают одного из пилотов явно виновным в столкновении с соперником. Контролируемый удар Ферстаппена в Расселла в Испании был отнесен к этой категории и расценен как достойный максимального наказания со стороны стюардов — три балла, наибольшее количество, которое они могут назначить за один инцидент.

Хотя умысел не был доказан, и Ферстаппен не сказал прямо, что сделал это намеренно, для такого рода инцидентов существует прецедент. Себастьян Феттель получил такое же наказание в 2017 году, когда он проехал рядом и резко свернул в Льюиса Хэмилтона на Гран-при Азербайджана. В том случае, где умысел был несколько более очевиден, стюарды сочли его маневр «потенциально опасным», хотя такая формулировка не была использована в решении по инциденту Ферстаппена и Расселла.

Четыре других штрафных балла Ферстаппена были получены за инциденты в той же категории «вызывание столкновения»:

  • Два штрафных балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии, когда они боролись за лидерство.

  • Два штрафных балла за столкновение с Оскаром Пиастри в первом повороте на Гран-при Абу-Даби, где он развернул пилота McLaren слишком оптимистичной атакой.

Бывший напарник Ферстаппена, Лиам Лоусон, является одним из худших нарушителей в этой категории: все его шесть штрафных баллов были получены за вызывание столкновения с другим пилотом. Например, он получил два балла за то, что развернул Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и того, что маневр был неуклюжим, не остановило стюардов от начисления баллов.

Вытеснение другого пилота за пределы трассы

Это еще одна область, где Ферстаппен в прошлом значительно расширял границы правил. Учитывая многочисленные зоны обгона в Канаде и склонность этапа к драматичным гонкам, это представляет собой потенциальную опасность в предстоящий уик-энд.

Еще два балла Ферстаппена были получены в этой категории за спорное столкновение с Ландо Норрисом на прошлогоднем Гран-при Мехико. В борьбе за позицию Ферстаппен дважды вытеснил Норриса за пределы трассы, заработав два отдельных 10-секундных штрафа во время гонки, а также штрафные баллы.

Такие штрафы могут быть начислены мгновенно. Нико Хюлькенберг убедился в этом на спринте в Австрии в прошлом году, заблокировав колеса и допустив недостаточную поворачиваемость в первом повороте, вытеснив Фернандо Алонсо. В результате он получил два штрафных балла.

Учитывая агрессивный гоночный стиль Ферстаппена, команда Red Bull на пит-уолле будет задерживать дыхание каждый раз, когда голландец оказывается в плотной борьбе с другим болидом в течение следующих двух уик-эндов. Но и другие нарушения, не связанные непосредственно с борьбой колесо в колесо, могут стать причиной для дисквалификации.

Покидание трассы с получением преимущества

Хотя это частая причина штрафа по ходу гонки, инструкции для стюардов предполагают 10-секундный штраф с нулевым количеством штрафных баллов. Таков прецедент в большинстве недавних случаев. Однако Магнуссен получил три из баллов, которые в итоге привели к его дисквалификации, после того как трижды был наказан за покидание трассы и получение преимущества на Гран-при Майами 2023 года.

Пилот Haas пытался удержать Хэмилтона позади себя, чтобы защитить очки для напарника Хюлькенберга, и постоянно покидал трассу, чтобы не пропустить тогдашнего пилота Mercedes. На третий раз стюарды посчитали необходимым не только вынести 10-секундный штраф, но и начислить три штрафных балла.

«Это был третий случай покидания трассы болидом №20 с получением длительного преимущества», — говорилось в заявлении стюардов. «Мы рассмотрели инструкции по назначению штрафов за такие нарушения, которые предусматривают базовый 10-секундный штраф с нулевым количеством штрафных баллов. Однако в инструкциях также сказано: `Указанные баллы являются нормой для конкретного нарушения. Стюарды могут варьировать их, принимая во внимание смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако право стюардов увеличивать количество назначаемых баллов должно использоваться только в исключительных обстоятельствах`».

«Учитывая тот факт, что это был третий случай покидания трассы и получения преимущества в одной сессии, что мы расценили как отягчающее обстоятельство, мы назначаем три штрафных балла».

Нарушения под желтыми или красными флагами

У Ландо Норриса до сих пор остаются три штрафных балла на лицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами. Он попался в этой ситуации при примечательных обстоятельствах на Гран-при Катара в прошлом году. Во время напряженной борьбы с Ферстаппеном пилот McLaren не снизил скорость должным образом. Зоркий Ферстаппен заметил это и сообщил своей команде Red Bull, чтобы они обратились к FIA.

Обгон под желтыми и красными флагами также запрещен, в чем убедился Берман в Монако в этом году, когда обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами в пятничной тренировке. Пилот Haas утверждал, что было безопаснее не замедляться резко, но стюарды не согласились и назначили ему штраф в виде потери 10 мест на стартовой решетке и два штрафных балла.

Излишне медленная езда

Один из 11 штрафных баллов Ферстаппена был начислен за излишне медленную езду во время квалификации Гран-при Катара. Это правило существует для предотвращения большой разницы в скорости между машинами на быстром круге и машинами на установочном круге, хотя применяется оно редко, так как смягчающие обстоятельства обычно объясняют, почему пилот был выше максимального времени дельты.

Однако в случае Ферстаппена он помешал Расселлу, когда пилот Mercedes также готовился к квалификационному кругу, и поэтому был наказан потерей одного места на стартовой решетке и получил один штрафной балл. Этот инцидент спровоцировал продолжающуюся ссору между пилотами, поскольку Расселл утверждал, что Ферстаппен угрожал ему «засунуть твою *** голову в стену», когда они выходили из офиса стюардов.

Нарушения, связанные с машиной безопасности и виртуальной машиной безопасности

Превышение скорости под машиной безопасности или виртуальной машиной безопасности может привести к штрафам. Пилотам разрешено придерживаться времени дельты, отображаемого на их руле, когда они вводятся. Лидирующий пилот также обязан поддерживать расстояние до машины безопасности, не превышающее 10 длин машин, до тех пор, пока она не выключит огни для возобновления гонки.

Расселл получил один штрафной балл, когда было установлено, что он оставил двойной интервал (более 125 метров) до машины безопасности во время Гран-при Катара.

Андрей Соловьев

Андрей Соловьев – спортивный журналист из Новосибирска с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении турниров UFC и других событий в мире смешанных единоборств. Ведет авторскую колонку о российских бойцах, берет эксклюзивные интервью у спортсменов и тренеров.