Инцидент Макса Ферстаппена с Джорджем Расселом в Испании поставил его на грань автоматической дисквалификации на одну гонку.
Пилот Red Bull получил 10-секундный штраф за столкновение с Расселом на последних кругах Гран-при Испании. Позже Ферстаппен написал в Instagram, что этот инцидент «был неправильным» и «не должен был случиться».
Однако потенциально более серьезным последствием стало решение судей: три штрафных балла на его суперлицензию FIA. Это довело его общее количество до 11 за последние 12 месяцев. Ему остался всего один балл до порога в 12 баллов, который влечет за собой автоматическую приостановку участия в гонке.
Это означает, что Ферстаппен — самый яркий гонщик на трассе, известный своим бескомпромиссным подходом — вынужден будет действовать крайне осторожно на предстоящем Гран-при Канады в эти выходные и на домашней гонке Red Bull, Гран-при Австрии, две недели спустя. Два из его штрафных баллов истекают 30 июня, что позволит ему отодвинуться на три балла от запрета на участие в гонке к моменту проведения Гран-при Великобритании.
Это правило уже приводило к пропуску гонки пилотом. Кевин Магнуссен пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, набрав 12 баллов; его заменил Оливер Бирман.
Штрафные баллы начисляются в зависимости от тяжести и обстоятельств каждого инцидента, хотя решения разных судей на каждом этапе оставляют место для интерпретации правил и учета смягчающих обстоятельств. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании не оставляет ему права на ошибку. Даже относительно небольшой инцидент может снова привести к серьезным последствиям.
Вот типы нарушений, которые могут стоить ему гонки:
Причинение столкновения
Это самое распространенное нарушение, которое может привести к одному или нескольким штрафным баллам. Оно происходит, когда судьи признают одного пилота явно виновным в контакте с соперником. Спорный маневр Ферстаппена против Рассела в Испании был отнесен к этой категории и признан заслуживающим максимального наказания, доступного судьям — трех баллов, это самое большое количество, которое можно начислить за отдельный инцидент.
Хотя намерение никогда не было доказано, и Ферстаппен не признал, что сделал это намеренно, для такого рода инцидентов существовал прецедент. Себастьян Феттель получил аналогичное наказание в 2017 году, когда он ехал рядом с Льюисом Хэмилтоном и резко сместился в его сторону на Гран-при Азербайджана. В том случае, когда намерение было более очевидным, судьи признали его маневр «потенциально опасным», хотя такая формулировка не использовалась в вердикте по инциденту Ферстаппена и Рассела.
Четыре других штрафных балла Ферстаппена были начислены по той же категории «причинение столкновения»:
- Два штрафных балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии, когда они боролись за лидерство.
- Два штрафных балла за столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби в первом повороте, где он развернул пилота McLaren слишком оптимистичным обгоном.
Бывший товарищ Ферстаппена по команде, Лиам Лоусон, является одним из «лидеров» в этой категории: все его шесть штрафных баллов были получены за причинение столкновения с другим пилотом. Например, он получил два балла за то, что развернул Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и того, что маневр был неуклюжим, не остановило судей от начисления баллов.
Вытеснение другого пилота с трассы
Это еще одна область, где Ферстаппен в прошлом значительно раздвигал границы правил. Учитывая множество зон обгона в Канаде и склонность трассы к драматичным гонкам, это выглядит как потенциально опасный момент для него в этот уик-энд.
Еще два балла Ферстаппена были начислены в этой категории за его спорный инцидент с Ландо Норрисом на Гран-при Мехико в прошлом году. Во время борьбы за позицию Ферстаппен дважды вытеснял Норриса с трассы, за что получил два отдельных 10-секундных штрафа во время самой гонки, а также штрафные баллы.
Такие штрафы могут быть начислены мгновенно. Нико Хюлькенберг узнал это на прошлогоднем спринте в Австрии, когда заблокировал колеса и потерял управление в первом повороте, вытеснив Фернандо Алонсо с трассы — в процессе он заработал два штрафных балла.
Учитывая стиль пилотирования Ферстаппена, механики и инженеры Red Bull будут замирать каждый раз, когда голландец будет находиться в непосредственной близости от другой машины в течение следующих двух уик-эндов. Но другие нарушения, не связанные с колесо в колесо борьбой, также могут подтолкнуть его к порогу дисквалификации.
Покидание трассы с получением преимущества
Хотя это частая причина для штрафа во время гонки, рекомендации для судей предполагают 10-секундный штраф без штрафных баллов. Это прецедент, установленный в большинстве последних примеров, хотя Магнуссен получил три балла, которые в конечном итоге привели к его бану, после того как его трижды наказали за покидание трассы с получением преимущества на Гран-при Майами 2023 года.
Пилот Haas пытался удержать Хэмилтона позади, чтобы защитить очки для своего напарника Хюлькенберга, и постоянно выезжал за пределы трассы, чтобы не пропустить тогдашнего пилота Mercedes. В третий раз судьи посчитали необходимым не только наложить десятисекундный штраф, но и начислить три штрафных балла.
«Это был третий случай, когда машина №20 покинула трассу и получила длительное преимущество», — говорилось в заявлении судей. «Мы рассмотрели рекомендации по наказаниям за такие нарушения, которые предполагают базовый 10-секундный штраф без штрафных баллов. Однако в рекомендациях также указано: `Указанные баллы предназначены для стандартного случая конкретного нарушения. Судьи могут изменять их, принимая во внимание смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако право судей увеличивать начисляемые баллы предназначено для использования только в исключительных обстоятельствах`».
«Принимая во внимание тот факт, что это был третий случай покидания трассы с получением преимущества за одну сессию, что мы посчитали отягчающим обстоятельством, мы налагаем три штрафных балла».
Нарушения под желтыми или красными флагами
У Ландо Норриса до сих пор есть три штрафных балла на лицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами. Он попался в памятных обстоятельствах на Гран-при Катара в прошлом году. Во время напряженной борьбы с Ферстаппеном пилот McLaren не снизил скорость должным образом, когда это требовалось. Внимательный Ферстаппен заметил это и сообщил своей команде Red Bull, чтобы те обратились к FIA.
Обгоны под желтыми и красными флагами также запрещены. Оливер Бирман узнал это на Гран-при Монако в этом году, когда он обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами во время пятничной тренировки. Пилот Haas заявил, что было безопаснее не тормозить резко, но судьи не согласились и назначили ему штраф в 10 мест на стартовой решетке и два штрафных балла.
Необоснованно медленная езда
Один из 12 штрафных баллов Ферстаппена был начислен за необоснованно медленную езду во время квалификации Гран-при Катара. Правило существует, чтобы избежать большой разницы в скорости между машинами на быстром круге и машинами на круге подготовки, хотя оно редко применяется, так как смягчающие обстоятельства обычно объясняют превышение максимального дельта-времени пилотом.
Однако в случае Ферстаппена он помешал Расселу, когда пилот Mercedes также готовился к квалификационному кругу, и поэтому был наказан потерей одного места на стартовой решетке и получил один штрафной балл. Этот инцидент спровоцировал продолжающуюся ссору между пилотами, так как Рассел утверждал, что Ферстаппен угрожал «расколоть мне голову об стену», когда они покидали офис судей.
Нарушения под машиной безопасности (SC) и виртуальной машиной безопасности (VSC)
Превышение скорости под машиной безопасности или виртуальной машиной безопасности может привести к штрафам. Пилотам разрешается придерживаться дельта-времени, отображаемого на их руле, когда эти режимы включаются. Также обязанность лидера гонки — поддерживать расстояние в 10 корпусов машины до машины безопасности, пока ее огни не выключатся для возобновления гонки.
Рассел получил один штрафной балл, когда было признано, что он оставил вдвое большее расстояние (более 125 метров) во время Гран-при Катара.