Вначале это было своего рода загадкой: как охлаждающие майки вообще появились в мире NASCAR?
Некоторые пилоты не знали. Другие предполагали, что это, должно быть, дело рук команды Hendrick Motorsports — а точнее, Джимми Джонсона, который всегда уделял большое внимание физической подготовке и правильному питанию.
«Я был первым гонщиком, кто начал ее носить», — сказал Джонсон, — «но человеком, который это инициировал, был Чад Кнаус».
По словам Джонсона, его тогдашний руководитель бригады всегда следил за новыми технологиями и имел комплексный подход к повышению эффективности, включая и работу с самим Джонсоном. Семикратный чемпион серии Кубка также страдал от судорог и был подвержен проблемам с перегревом. Поэтому Кнаус раздобыл охлаждающую майку и решил проверить ее эффективность.
«Раньше, когда мы красили машины, в одной из покрасочных камер специально поднимали температуру до 100 градусов Фаренгейта (около 38°C), чтобы ускорить сушку краски», — вспоминает Джонсон. — «И Кнаус буквально отправил одного из наших ребят туда, надев на него эту чертову майку, подключив ее к розетке. Тот сидел там и тестировал ее, притворяясь, что находится в гоночной машине. Я никогда не забуду, как Чад звонил мне, крича: `Ты не поверишь, эта крутая майка работает! Я засунул того-то в камеру для сушки, жарю его там, а на нем майка, и он говорит, что ему отлично!`».
Джонсон начал носить такую майку примерно в 2018 или 2019 году. Поначалу о ней знали только его товарищи по команде. Он не хотел, чтобы конкуренты узнали, потому что это давало преимущество на трассе. Со временем информация стала общедоступной, и другие пилоты начали следовать примеру Джонсона по принципу «повторяй за лидером».
Джои Логано расплывается в своей фирменной улыбке и заливается смехом.
«Это как прыгнуть в бассейн жарким летним днем», — говорит действующий чемпион серии Кубка NASCAR. — «Ощущения потрясающие. Это здорово».
Проще говоря, это футболка с технологией охлаждения. Внутри майки проложены тонкие трубки, по которым циркулирует холодная жидкость. Это устройство кардинально изменило уровень комфорта пилотов.
«Я вспоминаю времена, когда мы просто засовывали пакеты со льдом под гоночный комбинезон и выбрасывали их во время пит-стопов», — рассказывает Эрик Джонс. — «Что касается выносливости в жаркий день, это просто революционное изобретение. Раньше бывали дни, когда после таких жарких гонок ты был полностью вымотан, независимо от того, насколько хорошо тренировался. Теперь, даже если на улице 90 градусов Фаренгейта (около 32°C), никто, кажется, уже не беспокоится о жаре в машине».
Процесс обеспечения комфорта пилотов эволюционировал годами. Пакеты со льдом, вентиляторы и шланги для подачи прохладного воздуха в шлем (которые до сих пор используются) были одними из способов борьбы с жарой. Однако шланг для шлема не дает такого эффекта, как охлаждающая майка, которая покрывает большую поверхность тела. Сегодня найти пилота, который не носит охлаждающую майку, довольно сложно.
Джонс был не одинок в использовании выражения «революционное изобретение», говоря об охлаждающей майке. Майкл Макдауэлл, один из таких пилотов, связывает рост использования маек с появлением автомобиля Next Gen в 2022 году. Команды серии Кубка быстро поняли на этапах тестирования, насколько жарче стали новые машины, что сделало охлаждающие майки гораздо более привлекательными.
«Майки были и раньше, но часто ломались или были недостаточно холодными», — отметил Макдауэлл. — «Было даже боязно их использовать, потому что не знал, будет ли это хорошо или плохо в этот день. Но теперь, хотя проблемы иногда и случаются, это, черт возьми, невероятно, насколько это помогает поддерживать прохладной центральную часть тела, жизненно важные органы, и просто снижает пульс, убирая часть тепловой нагрузки. Это очень важно».
Шейн ван Гисберген даже предварительно замораживает свою майку, чтобы сделать ее еще холоднее. Этот ритуал настолько важен, что его PR-представительница внесла постоянное напоминание в свой личный календарь: «Положить охлаждающую майку в морозилку за полтора часа до собрания пилотов».
Некоторые гонщики используют майку не каждые выходные, принимая решение исходя из погоды. Росс Честейн — один из них, говорящий, что иногда он предпочитает потеть.
«В Мартинсвилле мне пришлось сходить в туалет, потому что я недостаточно потел», — сказал он.
Находясь в машине, майка (или жилет, в зависимости от выбора) под гоночным комбинезоном подключается к насосу. Насос может быть закреплен где угодно, как объяснил Сезар Вильянуэва, специалист по внутреннему оснащению болида Кайла Ларсона в Hendrick Motorsports.
«Ты просто попадаешь в ужасную ситуацию», — говорит Остин Диллон о поломке системы. — «Ничего по сути нельзя сделать, кроме как выключить ее, и можно слить воду, если нужно, но это как спасательный круг. Очень важно, чтобы она работала».
Поломка означает, что пилот начинает «кипеть». Жидкость нагревается, и выхода нет, если воду нельзя слить.
«Это здорово, пока работает», — смеется Логано. — «Но чаще всего это действительно здорово. Честно говоря, они проделали хорошую работу по разработке всей этой системы. Раньше она была очень тяжелой, поэтому никто ее не использовал, а теперь процесс стал довольно эффективным, и если это может помочь тебе психологически в конце гонки, потому что ты физически свежее, то ты это делаешь».
«Неважно, в какой ты форме, ты все равно устанешь после 400 или 500 миль (около 640-800 км). Если можешь оставаться немного свежее, это, вероятно, того стоит».
Конечно, вес — это важный фактор. Комфорт пилота, безусловно, имеет первостепенное значение, но производительность машины тоже важна, а лишний вес стоит драгоценного времени на круге. Из-за значительного влияния системы на самочувствие пилота, пришлось смириться с ее использованием, хотя она добавляет примерно 6,5-7 фунтов (около 3-3,2 кг) веса, как уточнил Вильянуэва.
«Думаю, мы приняли некоторый штраф по весу, используя ее», — сказал Крис Бьюшер, — «потому что нужно быть максимально свежим, чтобы бороться за победу в конце этих гонок».
Тайлер Реддик начал использовать охлаждающую майку в 2021 году после того, как сбросил вес. Он заметил, что ему внезапно понадобилось что-то для лучшей регуляции температуры тела, потому что он стал очень быстро перегреваться, как он выразился, без прежней «изоляции».
Однако похвала Реддика идеально подытоживает значение охлаждающей майки в NASCAR.
«Многие пилоты ею пользуются», — сказал он. — «Думаю, для охлаждения тела это, пожалуй, самая эффективная вещь из того, что у нас есть».
