ДЖЕДДА, Саудовская Аравия – Гран-при Саудовской Аравии в воскресенье был во многом предопределен инцидентом в первом повороте между Оскаром Пиастри, который в итоге одержал победу, и Максом Ферстаппеном, стартовавшим с поул-позиции. В конечном счете, исход гонки зависел от решения стюардов, а не от событий на трассе, и, как и следовало ожидать, вердикт разделил мнения двух гонщиков и их команд.

Большинство видеозаписей, казалось, подтверждали решение оштрафовать Ферстаппена, но Red Bull продолжала отстаивать свою позицию – по крайней мере, в СМИ – до поздней ночи. Однако один голос отсутствовал в послегоночной полемике: Ферстаппен предпочел хранить молчание, опасаясь возмездия со стороны руководящего органа.

Что произошло?

Пиастри лучше стартовал с линии старта, что позволило ему поравняться с Ферстаппеном, расположив свой McLaren с внутренней стороны перед первым поворотом. Как бортовые, так и внешние кадры показали, что Пиастри опережал Ферстаппена, когда они приближались к повороту, но на апексе Ферстаппен снова оказался наравне, а затем проскочил вперед по внешней траектории, приближаясь ко второму повороту.

Дополнительная скорость на внешней траектории поворота означала, что Ферстаппен вряд ли останется на трассе, но это стало неважно, когда обе машины повернули направо ко второму повороту, и присутствие Пиастри слева от Ферстаппена означало, что у него не было иного выбора, кроме как срезать поворот, чтобы избежать столкновения.

Ферстаппен вернулся на трассу впереди Пиастри на выходе из второго поворота, и в течение следующих трех поворотов столкновение между Юки Цунодой и Пьером Гасли привело к появлению автомобиля безопасности. Как только автомобиль безопасности выехал на трассу, гонка была нейтрализована, и Ферстаппен оказался впереди Пиастри.

Пиастри явно чувствовал себя обиженным и заявил об этом по командному радио.

«Он должен вернуть позицию, – сказал он. – Я был впереди. Он все равно не смог бы пройти этот поворот, независимо от того, был я там или нет».

Ферстаппен ответил по радио: «Он просто вытолкнул меня с трассы. У меня не было намерения проходить этот поворот».

Ферстаппен сохранил позицию после рестарта, и к шестому кругу стюарды вынесли пятисекундный штраф гонщику Red Bull, фактически отдав лидерство Пиастри, при условии, что тот сможет держаться достаточно близко к Ферстаппену до первой волны пит-стопов, когда гонщик Red Bull отбудет штраф.

Что сказали стюарды?

При вынесении решения по инциденту стюарды руководствовались Руководством по стандартам вождения – по сути, гоночными правилами Формулы-1.

Эти руководства, которые не публикуются для широкой публики, стали горячей темой после спорных инцидентов на Гран-при США и Мексики в прошлом году, а встреча между FIA и гонщиками на предпоследнем этапе чемпионата 2024 года в Катаре, по-видимому, внесла дополнительную ясность в правила на будущее.

Инцидент в первом повороте в Саудовской Аравии был спорным моментом с тонкими гранями, но он был охвачен руководствами. Поскольку Пиастри, как гонщик, обгонявший по внутренней траектории, выдвинул свои передние колеса вперед зеркала заднего вида машины Ферстаппена в апексе, поворот фактически стал его, и он не был обязан оставлять Ферстаппену место для гонки на выходе из поворота. Таким образом, Ферстаппен должен был либо сохранить лидерство, оставаясь на трассе, что казалось невозможным, учитывая траекторию машин, либо уступить позицию – даже если бы он сделал это позже на круге.

В итоге Ферстаппен срезал второй поворот по внутреннему радиусу, чтобы избежать столкновения, но, не вернув позицию, «получил устойчивое преимущество», по мнению стюардов.

«Стюарды рассмотрели данные системы позиционирования/маршалинга, видео, хронометраж, телеметрию и видеоматериалы с бортовых камер и установили, что машина № 81 [Пиастри] находилась передней осью как минимум на уровне зеркала машины № 1 [Ферстаппен] до и в апексе первого поворота, пытаясь обогнать машину № 1 по внутренней траектории. Фактически, машина № 81 находилась рядом с машиной № 1 в апексе, – говорится в заявлении стюардов. – Основываясь на Руководстве по стандартам вождения, этот поворот был поворотом машины № 81, и ему полагалось предоставить место.

«Затем машина № 1 покинула трассу и получила устойчивое преимущество, которое не было возвращено. Он остался впереди машины № 81 и попытался развить преимущество».

Стюарды отметили, что за покидание трассы и получение устойчивого преимущества обычно назначается 10-секундный штраф, но они решили ограничиться пятисекундным штрафом, поскольку инцидент произошел в суматохе первого поворота гонки.

Что сказали гонщики?

Пиастри, как всегда, был деловит в отношении инцидента, сказав, что он отложил торможение до последнего момента, но не выразил недовольства тем, как развивались гонка или решение стюардов.

«Я знал, что мне, очевидно, нужно было тормозить довольно поздно, но я знал, что моя машина достаточно близко, чтобы пройти поворот, – сказал Пиастри. – Очевидно, мы оба тормозили очень поздно. Что касается меня, я тормозил так поздно, как только мог, оставаясь на трассе. И я думаю, что то, как все разрешилось, это то, как и должно было быть рассмотрено».

Ферстаппен, тем временем, отказался комментировать инцидент, заявив, что ему лучше промолчать.

Действующий чемпион мира сказал, что его слова могут быть «перевернуты» в социальных сетях, а также сослался на недавние руководящие принципы FIA, которые запрещают «любые слова, действия или письменные высказывания, которые причинили моральный вред или ущерб FIA» под угрозой финансовых штрафов и потенциальных гоночных запретов для рецидивистов. К сожалению, Ферстаппен почувствовал, что не может комментировать столь важный момент в гонке из-за страха возмездия, но это может стать общей темой в этом сезоне, учитывая драконовскую позицию FIA по таким вопросам.

«Я знаю, что не могу ругаться здесь, но в то же время вы также не можете критиковать в любой форме, которая может „навредить“ или „опасность“… Дайте мне достать лист, – сказал Ферстаппен. – Там много строк, понимаете? Вот почему лучше не говорить об этом – вы можете попасть в неприятности, и я не думаю, что кто-то этого хочет».

Молчание Ферстаппена означало, что руководителю команды Кристиану Хорнеру пришлось изложить позицию Red Bull, что он и сделал на своей обычной послегоночной медиа-сессии, ссылаясь на распечатку изображения с одной из бортовых камер Ферстаппена. Поскольку изображение было получено с камеры, установленной ниже, чем камера на дуге безопасности Red Bull, оно обеспечивало несколько иную перспективу, чем та, которая транслировалась и использовалась стюардами в их расследовании.

Положение двух машин относительно апекса на изображении Хорнера не совсем понятно, но переднее колесо Пиастри видно и явно находится позади колеса Ферстаппена. Тем не менее, даже несмотря на то, что Ферстаппен находится впереди в момент, изображенный на снимке, переднее колесо Пиастри все еще, по-видимому, находится на одной линии с зеркалом Red Bull, что, как отметили стюарды, было ключевым фактором при вынесении штрафа.

Однако для Хорнера изображение было доказательством того, что действия Ферстаппена следовало рассматривать как гоночный инцидент, а не как нарушение, наказуемое штрафом.

«Мы чувствовали, что на самом деле не сделали ничего плохого, – сказал он. – Первый поворот, гоночный инцидент, две машины идут… Я не знаю, куда он [Ферстаппен] должен был деться.

«В этот момент [на изображении] он не может просто исчезнуть. Оскар хорошо стартовал, Макс стартовал средне, они оказались [близко друг к другу], но согласно их [стюардов] правилам, переднее колесо должно быть как минимум на одной линии с зеркалом. Это очень, очень, очень близко».

Он добавил: «Когда вы смотрите на это [изображение], я не могу понять, как они пришли к такому выводу. Они оба вошли на одной скорости, Оскар зашел глубоко в поворот, Макс не может просто исчезнуть в этот момент времени, поэтому, возможно, эти правила нужно пересмотреть. Я не знаю, что случилось с тем, чтобы позволить им гоняться на первом круге, это, казалось, просто отменили. Я думаю, что это было очень сурово».

Несмотря на свои протесты, Хорнер преуменьшил вероятность обращения за правом на пересмотр решения о штрафе.

«Мы поговорили со стюардами после гонки. Они считают, что это очевидно, – сказал Хорнер. – Так что проблема в том, что если бы мы подали протест, то они, скорее всего, остались бы при своем мнении. Мы попросили их взглянуть на бортовые кадры, которые не были доступны в то время».

Руководитель команды McLaren Андреа Стелла согласился, что это был спорный момент, но не сомневался в справедливости штрафа.

«Ситуация в первом повороте была очень близкой, по справедливости, но это бизнес тонких граней, небольших пределов, и на этот раз Оскар – благодаря очень хорошему старту с места и благодаря тому, что расположил машину внутри, немного выше, чем Макс, удерживая машину в пределах трассы, – он получил права [на поворот], и, очевидно, в этой ситуации нельзя обгонять за пределами трассы, – сказал он. – Так что я думаю, что дело совершенно ясное. Это не должно вызывать никакой полемики, и, если что, я хочу воспользоваться возможностью подчеркнуть, насколько хорошо гоняется Оскар, он гоняется чисто, он жесткий гонщик и исключительно точный».

Небольшие пределы и большие победы

Задним числом Red Bull, возможно, следовало бы сказать Ферстаппену, чтобы он вернул позицию Пиастри, чтобы избежать штрафа, а затем попытаться найти способ обогнать McLaren с помощью превосходящей стратегии шин. Однако были также веские аргументы в пользу того, чтобы оставаться на чистом воздухе впереди пелотона в надежде, что Ферстаппен сможет создать пятисекундный отрыв от Пиастри и нивелировать штраф таким образом.

«Если бы мы уступили, проблема в том, что тогда вы, очевидно, едете в грязном воздухе [позади Пиастри], – сказал Хорнер. – Вы могли бы откатиться назад, проблема в том, что вы тогда также подвергаетесь риску со стороны Джорджа [Рассела, идущего третьим]. Лучшим решением в тот момент было то, что мы получили штраф, опустили голову и продолжили движение.

«Я думаю, что сегодня было большим позором то, что вы могли видеть наш темп по сравнению, конечно, с McLaren или всеми другими машинами на этом первом отрезке на Medium [шине], мы были в хорошей форме. Нам пришлось отбыть пятисекундный штраф, а затем на том же базовом отрезке, что и Оскар, он финишировал на 2,6 секунды позади, так что без этого пятисекундного штрафа сегодня это была бы победа.

«Всегда будет разница во мнениях по поводу такого незначительного решения».

Инцидент в конечном итоге решил исход гонки: Пиастри одержал свою третью победу в сезоне и вышел в лидеры чемпионата, опережая своего товарища по команде Ландо Норриса на 10 очков и Ферстаппена на 12.