БАРСЕЛОНА, Испания – В течение восьми лет, пока Гюнтер Штайнер руководил командой Haas в Формуле-1, он был готов на всё ради результата, но так ни разу и не поднялся на подиум. Теперь, похоже, удача, а возможно, и призовое шампанское, ждет его впереди.
В пятницу MotoGP официально объявила, что Штайнер возглавляет консорциум, который приобрел команду Red Bull KTM Tech 3. Источник сообщил ESPN, что французская команда оценивается примерно в 20 миллионов евро, и Штайнер завершит сделку и вступит в должность генерального директора к концу года.
MotoGP, которую часто называют Формулой-1 для двухколесных транспортных средств, является вершиной мотоспорта. Серия славится захватывающими гонками и выдающейся конкурентоспособностью. Хотя Марк Маркес, arguably самый одаренный гонщик за 76-летнюю историю спорта, уверенно лидирует в текущем чемпионате, за последние два с небольшим сезона победы одержали одиннадцать разных гонщиков из шести различных команд, выступающих на мотоциклах трех разных марок.
“Для меня это очень много значит, потому что именно этого мне не хватало, — рассказал Штайнер в эксклюзивном интервью ESPN. — В Ф1 подняться на подиум казалось почти невозможным – или, по крайней мере, требовало идеального стечения всех обстоятельств. Здесь, в MotoGP, напротив, такая возможность реальна; если мы будем хорошо работать, мы сможем добиться этого. Это полностью в наших руках, учитывая более разнообразную стартовую решетку и отсутствие регулировок Balance of Performance. Конечно, нужен и талантливый гонщик, но если он чувствует себя комфортно и уверенно, он может показать отличный результат. В этом и заключается главное отличие.”
Хотя Штайнер в основном известен своей карьерой в Ф1, где он занимал различные должности в Jaguar и Red Bull Racing с 2001 по 2008 год, а затем стал руководителем команды Haas перед ее дебютом в 2016 году, его путь в автоспорт начался с ралли в 1980-х годах, и его гоночные интересы охватывают широкий спектр дисциплин.
Уйдя из Haas после сезона 2023 года, он вдруг обнаружил, что у него появилось достаточно времени, чтобы посвятить его всем этим интересам. Довольно быстро его привлек MotoGP.
“Я всегда хотел побывать на гонке, но потом меня поглотили другие дела, как Формула-1, и времени просто не оставалось, — вспоминает Штайнер. — Уйдя из Haas, я решил поехать в Остин, потому что… я знаю довольно много людей в MotoGP, и я говорил себе: `Мне нужно приехать, мне нужно приехать`, и в итоге я поехал. Начинаешь вспоминать что-то, снова начинаешь следить за этим внимательнее, и вот откуда берутся мои `сумасшедшие идеи`, понимаете? Я куда-то еду, и это оказывается довольно круто. `Давай попробуем`, — думаю я. И вот так возникла эта идея.”
Магия мотогонок и новый вызов
Помимо привлекательности соревновательной сетки, уроженец Италии, проживающий в Северной Каролине, был очарован самой мистикой дерзких подвигов гонщиков на трассе. Эти мотоциклы обладают ускорением и максимальной скоростью, превосходящими автомобили Формулы-1, и достигают углов наклона до 70 градусов, при этом гонщики регулярно задевают своими бронированными коленями, локтями и даже плечами асфальт в поворотах. Штайнер получил непосредственное представление о том, что они испытывают каждый гоночный уикенд, когда прокатился на заднем сиденье двухместного демонстрационного мотоцикла MotoEX2, что еще больше усилило его восхищение огромными рисками и физическими нагрузками, с которыми сталкиваются эти спортсмены.
“То, что эти ребята делают с мотоциклами – вызов, опасность, всё это… по моему мнению, это просто невероятно круто смотреть, — пояснил он. — А потом, в прошлом году в Остине, я сидел на заднем сиденье одного из таких мотоциклов, и могу сказать вам, это полностью завладело моим вниманием. Я всегда был рядом с автомобилями, ездил с очень быстрыми гонщиками в быстрых машинах – никогда в двухместной машине Ф1, но во всех остальных. Да, это круто и быстро, но… последний раз я по-настоящему испугался в машине, когда ехал с Колином Макреем на раллийном автомобиле, и я думаю, что это было самое близкое к тому, что я почувствовал, сидя на заднем сиденье одного из этих мотоциклов. Дело не в страхе, а в том, что ты действительно видишь огромный вызов, ты можешь его ощутить.”
Привлечение новой аудитории
В беседах за кофе с различными источниками в паддоке постоянно звучит одна и та же мысль: если бы этот вид спорта смог охватить более широкую аудиторию, он, несомненно, стал бы огромным хитом. Взять, к примеру, рынок США: число поклонников MotoGP там невелико, но те фанаты, что есть, невероятно увлечены и фанатичны – возможно, даже больше, чем в традиционных центрах, таких как Испания, Италия и Юго-Восточная Азия.
Ричард Коулман, который станет новым руководителем команды Штайнера, прекрасно подытожил ситуацию: “Эти ребята сражаются бок о бок на скоростях свыше 230 миль в час. Они настоящие гладиаторы современности. И я искренне верю, что когда этот вид спорта доберется до новой аудитории, его потенциал станет безграничным.”
Штайнер постоянно подчеркивал свою приверженность новой команде, неустанное стремление к результатам и свое видение успеха Tech 3 на ближайшие годы. Однако он также осознает свою уникальную способность привлекать мировую аудиторию, во многом благодаря своей яркой роли в документальном сериале Netflix о Ф1 «Гонки за выживание». 60-летний руководитель мгновенно стал знаменитостью благодаря своим откровенным, обаятельно аутентичным и часто нецензурным высказываниям. Для вида спорта, который стремится к большей узнаваемости, это влияние обладает огромным потенциалом.
Коммерческое возрождение MotoGP
В настоящее время MotoGP переживает значительное коммерческое возрождение. Только в этом сезоне были побиты рекорды посещаемости на семи гонках, а по данным одного источника, наблюдается «действительно значительный процент» роста зрительской аудитории на многих рынках. Более того, спорт с беспрецедентным энтузиазмом относится к созданию оригинального контента. Все эти позитивные изменения произошли еще до того, как Liberty Media, владелец F1 – известная своим маркетинговым мастерством, способствовавшим взрывному росту F1 – завершила приобретение Dorna Sports, держателя коммерческих прав MotoGP, за 4,2 миллиарда евро.
“Он понимает бизнес, он разбирается в нем, — сказал Карлос Эспелета, главный спортивный директор Dorna Sports, комментируя потенциал Штайнера как самой яркой личности `Гонки за выживание`. — Естественно, его личность очень помогла. Думаю, некоторые руководители команд или гонщики могут обидеться, если я назову его самым ярким персонажем в `Гонке за выживание`, но я согласен. Он был просто огромен. Многие деловые партнеры в Формуле-1 скажут вам, что мерч Гюнтера был распродан полностью. Замечательно, что он с нами. Я думаю, он действительно повлияет здесь, во-первых, привлекая новую аудиторию, и, во-вторых, привнося свой особый колорит и откровенную индивидуальность, с которой легко установить контакт.”
Штайнер – не единственная всемирно известная личность, которая обсуждала с MotoGP инвестиции в команду. Эспелета отметил: “Мы были по-настоящему поражены объемом интереса со стороны людей, желающих прийти в спорт.” Источник сообщил, что серия получает примерно один звонок в неделю от состоятельных групп, интересующихся приобретением доли в одной из одиннадцати команд на стартовой решетке.
Основным препятствием для прихода новых инвесторов в спорт является нежелание нынешних владельцев команд продавать их. Если спорт сможет реализовать свой огромный потенциал роста, активы этих владельцев значительно вырастут в ближайшие годы, что снижает их желание продавать сейчас и рисковать упустить потенциальный бум.
Штайнер теперь имеет свою долю в MotoGP с командой Red Bull KTM Tech 3. Помимо стремления вывести гонщиков Маверика Виньялеса и Энеа Бастианини на подиум, на него также возлагаются надежды в привлечении к серии широкой новой аудитории. И, похоже, скоро у него появится дополнительная помощь в этом начинании.