Фернандо Алонсо: 20 лет первому чемпионству в Формуле-1

Новости спорта » Фернандо Алонсо: 20 лет первому чемпионству в Формуле-1

Автор: Нейт Сондерс

Фернандо Алонсо празднует победу
Фернандо Алонсо завоевал свой первый титул чемпиона мира Формулы-1 25 сентября 2005 года.

Восхищенный, неистовый, торжествующий. Фернандо Алонсо взобрался на переднюю часть своего сине-желтого болида Renault. Качая кулаками в небо, он издал пронзительный крик, за которым последовали возгласы: «Давай! Давай!»

Этот момент стал знаковым в истории Формулы-1, запечатлев культовый образ: двадцать лет назад, 25 сентября 2005 года, Алонсо взошел на вершину мира. За две гонки до финала сезона 24-летний пилот из Овьедо, Испания, сломал привычный порядок в спорте. В его борьбе с Кими Райкконеном из McLaren отсутствовало одно знакомое имя: Михаэль Шумахер, чья серия из пяти чемпионских титулов подряд среди пилотов и шести Кубков конструкторов для Ferrari подошла к концу без единого намека на борьбу. Третье место на трассе Интерлагос оказалось достаточным для Алонсо, чтобы обеспечить себе чемпионство.

Два десятилетия спустя Алонсо настаивает, что именно тот крик, а не трофей или вечеринки в Сан-Паулу или потом в Европе, остался в его памяти.

«Это был невероятный момент и эмоция, — рассказал Алонсо. — Изнутри это было просто облегчение. Груз спал с плеч после такого давления в месяцы перед Бразилией, потому что чемпионат приближался, но ты никогда не уверен на 100%, пока это не произойдет. И когда это случилось, это были, возможно, 20 лет моей жизни, сконцентрированные в тех 10 секундах празднования».

То, что Алонсо до сих пор участвует в гонках, многое говорит о нем. Путь к той ранней вершине был тернист. Его невероятный крик был рожден необыкновенным путешествием.

Испания всегда страстно любила гонки, но традиционно двухколесные, а не четырехколесные. С юных лет люди, наблюдавшие за ним, видели его колоссальный талант, но путь из Испании в Формулу-1 был неизведан. Его победа в Венгрии в августе 2003 года стала первой победой испанца в Гран-при F1 с момента основания чемпионата мира в 1950 году. До него было несколько очень незаметных испанских гонщиков, которые набрали лишь несколько очков.

Теперь Алонсо стоял на вершине. Его новаторский подъем на эту вершину сделал тот момент особенно запоминающимся.

«Я помню последние несколько кругов… все, о чем я тогда думал, — сказал он. — В голове были все мои дни в картинге, моя карьера в одноместных машинах. Все случайности и трудности, которые привели меня в F1. Затем сезон 2005 года в целом. Я вспоминал свою семью и своих бабушку и дедушку. Все вещи из моей ранней автоспортивной карьеры были сконцентрированы в этом моменте радости».

Дискуссия вокруг Алонсо и вопроса о его наследии весьма увлекательна. Многие до сих пор считают его самым разносторонним гонщиком современной эпохи, но для многих его талант до сих пор остается нереализованным.

Возможно, вполне уместно, учитывая его долголетие в спорте, что остаток 2005 года — и его чемпионство 2006 года, выигранное в прямой борьбе с Шумахером и снова завоеванное в Интерлагосе — слились в его памяти.

«Я почти ничего не помню из тех дней и ночей, что печально, — сказал он в подкасте High Performance ранее в этом году, когда размышлял о упущенных титулах с McLaren в 2007 году и Ferrari в 2010 и 2012 годах. — Когда я оглянусь на свою карьеру, я увижу много хороших вещей, хороших дружеских отношений, невероятных переживаний, но если бы у меня была возможность прожить свою жизнь еще раз, возможно, я бы не менял свои команды, свои выборы, эти титулы Ferrari, что угодно, я бы изменил это, чтобы немного больше прожить все те моменты… Больше всего я жалею, что не наслаждался своим временем».

«Время» — ключевое слово при обсуждении Алонсо. Сейчас ему 44 года, и в 2026 году он будет гоняться в составе Aston Martin, когда ему исполнится 45 лет. Великий человек прошлого и настоящего взял на себя обязательство участвовать в дорогостоящем проекте Лоуренса Стролла, потому что верит, что это команда будущего.

Как долго он сможет продолжать — открытый вопрос, на который даже у него нет ответа.


Влияние на поколение

Победа Алонсо имела преобразующее влияние на его родине, повлияв на целое поколение гонщиков. Один из молодых испанцев, увлеченных его достижениями, до сих пор делит с ним стартовую решетку. Карлосу Сайнсу, который сегодня выступает за Williams, возможно, и не нужен был автоспортивный кумир; его отец, тезка, был одним из немногих испанцев, прославившихся на четырех колесах как двукратный победитель чемпионата мира по ралли в 1990-х годах. Появление Алонсо оказало мощное влияние на подростка Сайнса, что даже его отцу не удалось бы.

Карлос Сайнс и Фернандо Алонсо
Карлос Сайнс (справа) начал делить стартовую решетку F1 со своим кумиром и соотечественником Фернандо Алонсо в 2015 году.

«Именно в этот момент я влюбился в спорт, в Формулу-1, — рассказал Сайнс. — Фернандо был главным виновником моей любви к спорту, потому что я стал его большим поклонником. Я помню, как каждый день просыпался и шел к отцу, чтобы включить Формулу-1, посмотреть все свободные практики, все квалификации, все гонки.

Тот первый чемпионат мира в Испании был огромным событием не только для меня, но и для многих других испанских гонщиков. В то время количество участников всех чемпионатов по картингу выросло с 20-30 до 60-70, потому что мы все хотели быть как Фернандо Алонсо».

Десять лет спустя Сайнс получил возможность осуществить эту мечту по-настоящему.

«Вероятно, момент, которым я горжусь больше всего, — это Гран-при Испании 2015 года, моя первая домашняя гонка, когда я делил стартовую решетку с ним. Я помню, как квалифицировался на пятом месте на той Toro Rosso в тот год, немного неожиданно. И я был именно на этом месте за 10 лет до этого, когда впервые посетил Гран-при. И я поехал на ту гонку, просто желая встретиться с Фернандо и увидеть его вживую.

Я подумал: «Я добился этого», и все благодаря тому, что у меня был такой кумир, я равнялся на него и хотел быть таким, как он. Да, это был великий момент».

В мгновение ока Формула-1 стала не только популярной в Испании, но и тем, чем все хотели заниматься. Давний менеджер Алонсо и тогдашний менеджер Renault, Флавио Бриаторе, помнит, насколько все было иначе.

«Фернандо был там всем, — рассказал Бриаторе. — В Испании [до него] никогда не было великого гонщика Формулы-1. Когда мы взяли его, Формула-1 не транслировалась по телевидению. Были только мотоциклы. Он все изменил».

Бриаторе, сыгравший ключевую роль в начале карьеры Шумахера, руководивший его первыми двумя титулами в Benetton, сразу же убедился в таланте Алонсо. Бриаторе сильно рискнул, подписав с Алонсо долгосрочный контракт на управление, а затем поместив его в маленькую Minardi в 2001 году. Алонсо сумел проявить свой талант даже в команде, замыкающей пелотон.

«Как только мы посадили его туда, Minardi стала потрясающей», — сказал Бриаторе. Затем последовал год на скамейке запасных в качестве тест-пилота Renault, прежде чем в 2003 году он получил место в гонке, хотя и за счет другой восходящей звезды.

«После этого у нас был контракт с Дженсоном Баттоном. Я не продлил контракт с Дженсоном, я посадил Фернандо в машину, и вся британская пресса была очень недовольна. Я сказал прессе: «Знаете, расслабьтесь, время покажет, прав я или нет». Вы кричите то, и это, и то, и это, а я был прав. Я был прав».

Бриаторе быстро был оправдан. В том году Алонсо одержал свою первую победу в гонке, хотя 2004 год прошел без побед. Но когда изменение правил изменило расстановку сил и поставило Renault в прямую борьбу с быстрой, но ненадежной McLaren, Алонсо вышел на первое место. Знаменитый момент передачи эстафеты произошел в Имоле в том году в битве с некогда доминирующей Ferrari Шумахера, когда Алонсо преследовал красную машину до самого финиша на глазах у итальянского флага.

«Это, очевидно, самая запоминающаяся из моих побед в 2005 году, — сказал Алонсо. — Довольно забавно, но я до сих пор довольно хорошо помню такие дни, как Имола.

В субботу я сидел с Флавио. Нам нужно было принять решение: менять двигатель и потерять 10 позиций на стартовой решетке или оставить тот же двигатель. Но он был поврежден при окончательной проверке, один цилиндр, поэтому велись дебаты о том, что делать с этим двигателем. Возможно, немного уменьшить мощность, только на этом цилиндре, иметь богатую смесь или что-то еще с топливом, так что в разговоре было много технических деталей. Но в конце концов, я был там, и Флавио решил участвовать в гонке с этим двигателем и рискнуть. Очевидно, мы пытались управлять двигателем и мощностью, а также этими смешанными изменениями, которые мы могли сделать за счет мощности.

Но когда у нас был небольшой запас в гонке, мы снизили мощность двигателя. В конце концов, его мощность была снижена на вторую половину гонки, и Михаэль сильно давил. К счастью, это была Имола, и обгонять было трудно».

Фернандо Алонсо в Renault
Фернандо Алонсо выиграл семь гонок на пути к своему первому титулу чемпиона мира F1 в 2005 году.

Поскольку McLaren регулярно не доезжала до финиша, Алонсо и Renault в тот день в Интерлагосе в итоге одержали довольно комфортную победу в чемпионате. Решение Бриаторе выбрать Алонсо вместо Баттона было более чем оправдано.

Нынешний руководитель команды Haas Аяо Комацу имел опыт работы с обоими: сначала в British American Racing (куда Баттон перешел в 2003 году), а затем в Renault в 2006 году, в обоих случаях в качестве инженера по шинам в тестовой команде.

«[Фернандо] был просто на другом уровне, совершенно на другом уровне, зная, что если вы дадите ему эту шину и скажете: «Хорошо, нам нужно, чтобы вы проехали, скажем, 18 кругов, но я хочу, чтобы последние три круга я мог ехать в этом темпе», — он просто полностью израсходует шину к концу круга [именно тогда, когда это нужно]. Дженсон этого не мог. Он действительно не мог.

Я думал, что это предел, даже если это пилот Формулы-1. Но Фернандо, я не знаю, как он это делает, он знает, сколько осталось на шинах. Итак, он будет управлять ею на определенном уровне, а затем последние три круга он просто бах-бах-бах-бах, а затем ровно в конце сектора шина умирает.

Так что это был совершенно другой уровень. Я подумал: «Ух ты, это чемпион мира». Так что это было для меня огромным открытием».


Нереализованный потенциал?

Сейчас трудно осознать, что чемпионство, которое Алонсо выиграл 20 лет назад в Бразилии, до сих пор составляет половину его карьерных титулов. Алонсо не выигрывал чемпионат с 2006 года и не выигрывал Гран-при с 2013 года — ошеломляющая статистика для гонщика, считающегося самым разносторонним в современной эпохе. Пилот McLaren Оскар Пиастри, который надеется повторить свой дебютный триумф в этом сезоне, подытожил это лучше всего.

«Я очень уважаю Фернандо. Я не думаю, что его результаты или статистика даже близко не отражают его талант, — сказал Пиастри ранее в этом году. — Он определенно гонщик, чья статистика не раскрывает полную историю его карьеры, и я думаю, что он определенно один из лучших гонщиков, которых видел этот вид спорта».

Как и в случае с Комацу, для тех, кто с ним работал, есть особое качество в способностях испанца с гоночным болидом. Нынешний босс Пиастри Андреа Стелла — еще один человек, давно связанный с Алонсо, будучи его гоночным инженером во время двух мучительных упущенных чемпионатов с Ferrari в 2010 и 2012 годах. До этого Стелла также работал вместе с Шумахером в Ferrari, что дало ему уникальное представление о двух великих современных гонщиках.

«Если взять круг качеств, где Фернандо очень силен [во всем], но потенциально не лучший ни в одном из них, я думаю, Михаэль был потенциально лучшим в некоторых из них, но в некоторых других он был слабее Фернандо, — сказал Стелла BBC Sport в 2018 году. — Так что Михаэль был бы больше похож на звезду, тогда как Фернандо — больше на идеальный круг».

Вот почему за Алонсо так прочно закрепился ярлык «разностороннего». Этот ярлык был усилен в прошлом десятилетии, когда, сломленный ужасным отсутствием конкурентоспособности McLaren Honda, он занялся уникальным побочным делом: попыткой выиграть «Тройную корону». Для этого ему нужно было добавить победы в «Инди-500» и «24 часах Ле-Мана» к победам на Гран-при Монако, которые он одержал в 2006 и 2007 годах.

Он мог бы выиграть «Инди-500» в 2017 году, когда лидировал 50 кругов, если бы не отказ двигателя в последней трети гонки. С Toyota он продолжил покорять Ле-Ман, сначала в 2018 году, а затем снова в 2019 году. Это был тот вид успеха, которого ему не хватало в Формуле-1. В 2020 году он принял участие в печально известном изнурительном двухнедельном ралли «Дакар» протяженностью почти 5000 миль и финишировал 13-м.

Отсутствие успехов Алонсо в F1 после его титулов с Renault объяснялось рядом причин: невезением, плохим выбором карьеры или просто плохой техникой. Его внеклассные занятия стали для него способом напомнить гоночному миру о том, на что он способен. Первое появление Алонсо в «Инди-500» было хорошим примером, собравшись в относительно короткие сроки, и он сразу же был конкурентоспособен.

«Это была сумасшедшая идея, придуманная мной и Заком [Брауном] в то время, — вспоминал Алонсо. — И у нас почти не было времени на тренировки. Ле-Ман то же самое, в некотором смысле. Это был новый мир, новая машина. В таких вещах, когда, возможно, радости в F1 не было, она мне была нужна. Я это как-то глубоко внутри всегда знал, но было хорошо, что все поняли, что я могу управлять любой машиной на высшем уровне за короткое время».

Когда ему затем предложили, что, возможно, это помогло подтвердить его собственный талант в трудные годы, Алонсо рассмеялся: «Моя самоуверенность чрезвычайно высока, так что у меня не было такой проблемы! Возможно, иногда у меня ее немного слишком много. Я не знаю, есть ли это у других спортсменов, но в моем случае у меня никогда не было никаких сомнений в том, что я могу сделать».

Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен, который недавно dabbled в гонках на выносливость, когда не пилотировал болиды F1, также является большим поклонником Алонсо.

«Я очень восхищаюсь им, как человеком, как гонщиком, — сказал Ферстаппен во время уик-энда Гран-при Азербайджана. — В его возрасте по-прежнему быть настолько мотивированным выступать в Формуле-1, но в то же время, когда он делал другие вещи, участвуя в гонках на выносливость, в Дакаре, это довольно безумно. Это показывает, что он просто страстно увлечен гонками. Неважно, это болид Формулы-1 или нет».

Фернандо Алонсо выигрывает Ле-Ман
Фернандо Алонсо (слева) прошел две трети пути к завоеванию «Тройной короны» автоспорта, выиграв Ле-Ман с Toyota в 2018 и 2019 годах.

Ферстаппен недавно добился успеха, на который многие ожидали от Алонсо в годы после 2005 и 2006 годов.

«Да, он давно не выигрывал, но многие люди, которые никогда не выигрывали гонку в Формуле-1, возможно, могли или должны были выиграть, — продолжил Ферстаппен. — Это, к сожалению, часть Формулы-1, вы не всегда получаете правильные возможности. В те годы, когда он выигрывал титулы, вы могли видеть его настоящий талант. Это не значит, что темп ушел или что он больше не быстр, просто машина не позволяет ему. Все равно приятно иметь его рядом, и я очень уважаю то, что он делает».


Будущее и наследие

Неясно, добавит ли Алонсо к своим 22 поул-позициям, 32 победам в гонках или двум чемпионатам мира, прежде чем повесит гоночные перчатки на гвоздь. В спорте его удерживает неутолимое желание побеждать, которое всегда горело в нем.

«Иногда в новостях появлялось, что Фернандо было трудно управлять, но это все чушь, на самом деле, — сказал Бриаторе. — Я совершенно расстраиваюсь всякий раз, когда слышу это. Фернандо всегда товарищ по команде. Он всегда заставляет всех работать вместе. Демонстрация этого сейчас в Aston Martin. Машина не конкурентоспособна, но он всегда там, давит. Все знают, что им нужно.

Он как ротвейлер. Он всегда там. Вы идете в одно место, и ротвейлер все время вас кусает. Это Фернандо. Так он хочет побеждать».

Алонсо вернулся в Формулу-1 после двухлетнего перерыва с броской фразой «Эль План» в 2021 году, целью которой было завоевание еще одного чемпионства. В 2023 году он перешел из Alpine в амбициозный, много тратящий проект Aston Martin Стролла, и недавнее появление легендарного конструктора Адриана Ньюи и грядущее изменение правил F1 заставляет всех мечтать о чемпионской борьбе.

«Это очень возможно, конечно, — сказал Алонсо о перспективах победы в 2026 году. — У нас есть нужные люди и нужные условия. Все инструменты есть, так что это зависит только от нас. В то же время я понимаю, что Формуле-1 нужно некоторое время, чтобы все склеить».

Фернандо Алонсо в Aston Martin
Фернандо Алонсо занимает 14-е место в чемпионате пилотов 2025 года, и все взгляды в Aston Martin прикованы к изменению регламента в следующем году.

Как сказал Бриаторе, подписывая Алонсо в Renault в 2003 году, время покажет. Те, кто его знает, говорят, что его талант не уменьшился, даже в середине его 40 лет. Возможно, это показатель Алонсо, что если он больше никогда не добьется успеха в F1, он, похоже, доволен наследием, которое он оставит.

На вопрос, каким, по его мнению, может быть это наследие, Алонсо на мгновение задумался. «Я не знаю. Это хороший вопрос, — сказал он. — Я думаю, что люди в паддоке, вероятно, запомнят, что я был разносторонним гонщиком. Я мог управлять разными автомобилями с разной конкурентоспособностью, всегда на максимуме. В разных категориях, в разных гоночных сериях и стараться быть конкурентоспособным во всех из них. Так что этого, вероятно, достаточно для меня, и это уже очень хороший комплимент.

Но для внешнего мира, я думаю, меня очень быстро забудут. Как и всех остальных. Никто в паддоке, даже Льюис [Хэмилтон] с семью чемпионатами, через четыре или пять лет [без них] не будет в центре внимания, люди просто сосредоточатся на новом поколении. Это происходит всегда».

В Алонсо, кажется, наступило умиротворение, даже если его карьерная статистика по сравнению с другими великими гонщиками современной эпохи кажется неправильной. Его часто называют самым невезучим гонщиком этого поколения, хотя он придерживается философского подхода к этому вопросу.

«Удача, неудача… Я думаю, что это было 50 на 50, честно говоря, — сказал Алонсо. — Дело в том, что когда ты проезжаешь более 400 гонок, есть много гонок с удачей и много гонок с невезением. Но я думаю, что все компенсировалось, и даже когда я поехал в Ле-Ман, второй Ле-Ман, мы отставали от лидера на две минуты за час до конца, а затем у них прокололось колесо, затем колесо было неправильно закреплено, затем у них был двойной пит-стоп… затем я выиграл второй Ле-Ман. Это было много удачи на нашей стороне. Все компенсировалось».

Но, заканчивая этот ответ, Алонсо сказал лучше, чем кто-либо другой, то, что он и многие другие фанаты Формулы-1 надеются однажды исправить:

«Но [то, что прошло] более 20 лет [с моего чемпионства] и, возможно, более 10 лет с тех пор, как я выиграл свой последний Гран-при F1… это мне кажется неправильным».

Андрей Соловьев

Андрей Соловьев – спортивный журналист из Новосибирска с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении турниров UFC и других событий в мире смешанных единоборств. Ведет авторскую колонку о российских бойцах, берет эксклюзивные интервью у спортсменов и тренеров.