В этом году Формула-1 отмечает 75-летие с момента своего основания как мирового чемпионата.
Гран-при Великобритании в Сильверстоуне стало первой гонкой мирового чемпионата в 1950 году и с тех пор проводится ежегодно, сменяя трассы. Вспомним некоторые яркие моменты 75-летней истории этого знакового Гран-при.
Первым местом проведения Гран-при стал бывший аэродром Сильверстоун. В мае того года итальянец Эмилио Джузеппе `Нино` Фарина одержал победу, завоевав также поул-позицию и показав быстрейший круг. Фарина, выступавший за Alfa Romeo, впоследствии стал чемпионом мира в том сезоне, состоявшем всего из семи этапов.
В паддоке можно было увидеть знакомые бренды, например Pirelli, которая участвовала в Ф1 с самого начала, хотя тогда у команд был выбор поставщика шин.
Аргентинский гонщик Хуан Мануэль Фанхио, к тому моменту уже трехкратный чемпион мира, выиграл гонку 1956 года за Ferrari. Эта победа стала его единственной на Гран-при Великобритании. Фанхио стал самым успешным гонщиком своего времени с пятью чемпионскими титулами, включая 1956 год. Этот рекорд держался, пока его не превзошли сначала Михаэль Шумахер, а затем и Льюис Хэмилтон, у каждого по семь титулов.
С 1955 по 1963 год Гран-при Великобритании поочередно принимали Сильверстоун и Эйнтри (Ливерпуль). Последняя считалась единственной специально построенной трассой для Гран-при в Великобритании. В 1957 году очередь была за Эйнтри. Стирлинг Мосс и Тони Брукс из команды Vanwall разделили управление автомобилем в гонке 1957 года, а значит, разделили и главный трофей.
По мере роста скорости автомобилей вопросы безопасности на трассе Эйнтри, где было мало зон вылета и места для ошибок, стали вызывать беспокойство. В итоге Формула-1 переместилась на юг Великобритании, где появилась трасса Брэндс-Хэтч.
С середины 1960-х до 1986 года Гран-при Великобритании поочередно проводились на трассах Брэндс-Хэтч и Сильверстоун.
В 1966 году трехкратный чемпион Джек Брэбэм, первый австралиец, завоевавший титул в Ф1 и основатель собственной команды, стартовал с поул-позиции. Согласно тексту-источнику, гонку выиграл Джоди Шектер из Tyrrell/Ford. Команда Брэбэма позже, в 1970-х годах, перешла под управление Берни Экклстоуна, ставшего впоследствии руководителем Формулы-1.
Дезире Уилсон приняла участие в одной гонке мирового чемпионата Ф1 — Гран-при Великобритании 1980 года на Брэндс-Хэтч. За несколько месяцев до этого, на той же трассе, она стала единственной женщиной, выигравшей послевоенную гонку Формулы-1 (не входящую в чемпионат). Однако после многочисленных изменений настроек и на непривычном для нее автомобиле Williams FW07, который был неконкурентоспособен, она финишировала последней и не прошла квалификацию для участия в гонке. Тем не менее, она одерживала победы в других гонках на выносливость, и на трассе Брэндс-Хэтч одна из трибун названа в ее честь.
Брэндс-Хэтч также пару раз принимал Европейский Гран-при, место проведения которого менялось каждые несколько лет. Но 1986 год стал последним, когда Гран-при Формулы-1 проводился на Брэндс-Хэтч. Причины ухода трассы из календаря были схожи с ситуацией вокруг Эйнтри. Сильверстоун оказался единственным автодромом в Великобритании, достаточно большим для адаптации к более крупным и быстрым автомобилям.
За долгие годы на Гран-при Великобритании произошло множество знаковых и запоминающихся моментов. Один из любимых среди фанатов — эпизод, когда Найджел Мэнселл подвез Айртона Сенну на болиде Williams FW14. Мэнселл доминировал в тот уик-энд, взяв поул, показав быстрейший круг и выиграв гонку. У Сенны закончилось топливо на последнем круге, и он остановился на трассе. Во время круга почета Мэнселл подвез Сенну до боксов, чем вызвал удивление стюардов. Похоже, обоим гонщикам это сошло с рук без последствий.
Фернандо Алонсо, который в том году шел к своему второму чемпионскому титулу, выиграл Гран-при Великобритании в 2006 году, а затем повторил успех в 2011-м.
Трасса в Сильверстоуне претерпела много изменений с 2006 года, и, возможно, изменится еще не раз. Поскольку интерес к проведению Гран-при Великобритании сохраняется, а явных альтернативных площадок нет, ожидается, что Сильверстоун останется в календаре Ф1 в обозримом будущем, как заявил руководитель Формулы-1 Стефано Доменикали. Трассы Ред Булл Ринг и Майами в этом году подписали контракты до 2041 года, что является пока самым долгим сроком.
Наступает эра Льюиса Хэмилтона…
Хэмилтон статистически является самым успешным гонщиком в истории Ф1 с семью чемпионскими титулами, 105 победами в гонках и 104 поулами. Он также удерживает рекорд по числу побед на Гран-при Великобритании (в Сильверстоуне) — девять…
Количество побед Хэмилтона в Сильверстоуне пополнилось на прошлогоднем Гран-при — его последней гонке за Mercedes. Там он одержал потрясающую победу вопреки прогнозам, прервав серию без выигрышей с 2021 года. Хэмилтон, ныне выступающий за Ferrari, еще не поднимался на подиум в этом сезоне, а Гран-при Великобритании знаменует его середину.